Начиная повествование о судьбе героини с описания
Москвы и признания в том, что он часто приходит в
"опустевший монастырь", где погребена Лиза, автор
обозначает своё присутствие в повести.
Читатель после такого вступления должен понимать,
что любая оценка в тексте – это личное мнение
автора-повествователя.
Повествователь является современником своих героев.
В конце повести читатели узнают, что он знаком с
Эрастом, который и рассказал ему эту горестную историю.
Это добросердечный, чувствительный, сентиментально
настроенный человек, он глубоко переживает горе людей.
Повествователь – человек образованный и
обладающий жизненным опытом, наблюдателен,
умеет давать людям правильные характеристики.
Он любит Москву, ее окрестности, природу родного края,
часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными
красотами.
Повествователь, являясь характерной деталью
сентиментальной литературы, в то же время не является
в повести Карамзина условной фигурой.
Он сопереживает героям. Рассказчик не имеет
возможности предостеречь героев от проступков,
так как он услышал от Эраста историю спустя 30 лет.
Тем не менее он вставляет свои укоризненные замечания,
которые могли бы остановить героев:
"Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?
Где – твоя невинность?"
А каким может быть повествователь в сентиментализме? Свидетель событий, сочувствующий, переживающий за героев.