Россия, в борьбе завоевавшая честь называться крупнейшей морской
державой, - эта идея раскрывается в разнообразной скульптуре
Адмиралтейства.
Центральный куб здания, завершенный шпилем, оформляет широкая полоса
барельефа "Заведение флота в России". Он выполнен Теребеневым. В центре -
Петр I, которому бог морей Нептун вручает свой трезубец в знак власти
над морем. Справа женщина под лавровым деревом с короной на голове. Это -
Россия; в правой ее руке палица Геркулеса - символ могущества, в левой -
рог изобилия, к которому бог торговли и навигации Меркурий прикасается
своим жезлом.
Вулкан повергает к ее ногам оружие, богиня мудрости Минерва обратила к
ней свой взор. Здесь же, слева и справа морские божества, трубящие
славу; на фоне крепости идет строительство кораблей. Триумф России,
получившей власть над морем, - вот содержание этого барельефа.
Над аркой главного входа парят гении Победы со знаменами в руках. Они также созданы Теребеневым.
Многие скульптурные работы исполнены Щедриным, старейшим мастером, с
1818 года ставшим ректором Академии художеств. Его резцу принадлежат две
скульптурные группы "Морских нимф, несущих земную сферу". Они стоят на
высоких пьедесталах по сторонам арки, словно напоминая о древнем
предании, по которому земля якобы покоится на трех точках опоры. Легко и
свободно несут они огромные сферы. Их спокойные, величавые фигуры в
одеждах, ниспадающих мягкими складками, контрастно выделяются на гладком
фоне стены. Четыре полководца и героя древности, помещенные по углам
нижнего куба башни, - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский - в
глубокой задумчивости устремили свой взгляд на раскрывающийся перед ними
город. Их силуэты, отчетливо вырисовываясь издали, придают плавность
переходу от нижнего куба здания к его второму ярусу.
Полный текст - http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st010.shtml