Тема воспитания является одной из основных тем комедии «Недоросль» . Забота о судьбах подрастающего поколения никогда не оставляла Фонвизина как писателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу жениться» , но и показать трагические последствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без души» , жестокий крепостник, деспот, относящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью» .
Диалоги положительных героев о просвещенном монархе, о достоинстве дворянина, браке и семье, о воспитании молодых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно» , представляют собой изложение положительной программы Фонвизина.