Скорчившийся мальчик (1520-1530гг) Микельанджело, единственная подлинная работа гениального скульптора в России.
Находится на постоянной экспозиции в Эрмитаже. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной Второй в 1785 году.
В 1534 году Микеланджело покидает Флоренцию и отправляется в
Рим, оставив целую мастерскую незавершенных работ. Впоследствии
племянник скульптора Леонардо Буанарроти передал все содержимое
мастерской великому герцогу Козимо I Медичи. Возможно, что именно из
коллекции Медичи скульптура попала потом к англичанину Джону Лайд
Брауну, в каталоге собрания которого есть на это указание. В 1785 году
коллекцию Лайд Брауна приобрела Екатерина Великая – и «Скорчившийся
мальчик» из Англии переехал в Россию. При Екатерине он был помещен в
Гроте Царского Села, в начале XIX века находился в Академии Художеств, и
только в 1851 году при открытии Императорского публичного музея
оказался в Эрмитаже.
Она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в
1529-1530гг, когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые
искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил
угнетенное состояние флорентийцев в этот период.
Скульптура выполнена из мрамора. Высота — 54 см.
Возрождение.
Скульптура мальчика далеко не закончена: низ ее обработан только шпунтом, верх слегка заглажен.
Поза фигуры весьма необычная: низко согнувшись, он обеими руками
придерживает пальцы правой ноги, по-видимому, зажимая рану и стараясь
остановить льющуюся из нее кровь.
В этой статуе хорошо воплощена один из принципов
Микеланджело-скульптора. Он неоднократно говорил, что статуя должна быть
исполнена так, что если столкнуть ее с высокой горы, то при падении у
нее ничего не обломается. Микеланджело стремился сохранить возможно
более тесную связь фигуры с первоначальным каменным блоком и лишь
«выявить» в нем фигуру, удалив как можно меньше камня.
При рассмотрении «Скорчившегося мальчика» стоит обратить
внимание на качество мрамора, из которого он создан. В эпоху Возрождения
подобные скульптуры делались, как правило, из статуарного мрамора чисто
белого цвета. Здесь же белизна камня с многочисленными прожилками и
вкраплениями далека от совершенства. Вероятнее всего, тяжелое положение
Флоренции в 1530-х годах как раз и послужило причиной того, что
Микеланджело не смог раздобыть мрамор первого сорта. А возможно, что
качество материала вовсе не было для гения главным, и он легко обошелся
тем, что было у него под рукой.
микельанджело или его ученики . возрождение