Стихотворение богато сравнениями. При помощи сравнений автор доводит до читателя свою мысль.
Перечисляются самые прекрасные, по мнению автора, моменты жизни человека - те ситуации, когда тонко чувствующий человек наслаждается красотой природы. Но, продолжает автор, все они кажутся ничтожными перед красотой женщины.
Красота тоже описывается через сравнения, иногда довольно сложные. Так, "лебедь - галиот" - это характеристика не лебедя (водоплавающей птицы) , а галиота - парусно-гребного судна. То есть, движения женщины приятны глазу, бесшумны (цветение лилии) , и величавы (как движение корабля по воде) .
Видеть эту женщину - наслаждение, поэтому те, кто имел счастье видеть ее и теперь грустят о том, что она ушла, на самом деле испытывают отраду. Не испытать радость от встречи с ней - несчастье.
Автор ничего не сообщает читателю о личностных качествах женщины. Он отмечает лишь ее необыкновенную красоту. Тем самым отдает дань средневековой традиции, в которой какой-то один аспект личности становился аллегорией (олицетворением какого-либо качества) . Однако, являясь человеком Возрождения, Алигьери делает предметом аллегории именно Красоту. Красота, по мнению автора, сама по себе является благом для окружающих. (В Средние века красота, наоборот, считалась несчастьем и ассоциировалась с плотской греховностью) .
Интерес к Человеку, восхищение Человеком - вот идея этого сонета, пронизанного духом Возрождения.