В "Медном всаднике" Петербург показан с двух сторон - как
величественная столица империи, окно в Европу, и как
огромный город, которому безразлична личная трагедия
"маленького человека". Олицетворением безжалостной власти
царя-деспота служит памятник основателю города Петру 1-му.
Сошедшему с ума Евгению этот памятник кажется ожившим,
и он в ужасе
"...бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье,
тяжёло-звонкое скаканье по потрясённой мостовой.
И озарён луною бледной, простерши руку в вышине, за ним
несётся Всадник Медный на звонко скачущем коне".
Эта мистика, эти галлюцинации и ужас безумца перед призраком,
прямо перекликаются с гоголевским мистическим вИдением
города на Неве. В петербургских туманах невольно зарождаются
фантазии и странные видЕния.