Ни умолять, ни плакать неспособный,
Я запер дверь и проклял наши дни.
И вот тогда, в таинственной тени,
Явился мне фантом женоподобный.
Он мне сказал: «Ты слышишь ропот злобный?
Для книг твоих разложены огни.
Смирись, поэт! мечтанья прокляни
И напиши над ними стих надгробный! »
Властительно слова звучали, но
Томился взор тревогой сладострастной,
Дрожала грудь под черным домино,
И вновь у ног божественно-прекрасной,
Отвергнутой, осмеянной, родной,
Я отвечал: «Зачем же ты со мной! »
---------------------------
Брюсов писал в 1893, в своей книге "Русские символисты", что "Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение".
Основной смысл стихотворения - продемонстрировать одиночество поэта, оторванность его от реальной жизни (Я запер дверь и проклял наши дни) , духовную опустошённость (Ни умолять, ни плакать неспособный) . Поэтизируется мистика, некий фантом (женоподобный) , который пугает и предрекает гибель.
В. Брюсов - лидер русского символизма, истинно декадентскоий поэт, поэтому и здесь мы видим, как он использует эпитеты и метафоры, создающие определённый настрой. Эпитеты: сладострастная (тревога) , таинственная (тень) , надгробный (стих), божественно - прекрасная, отвергнутая, осмеянная. Художественные средства придают загадочность смыслу стиха. Туманность чувств, мнений, красок, со стремлением уловить нечто запредельное, мистицизм, ускользающие образы.
Размер - пятистопный ямб, стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
Добавлю, что написан сонет был в октябре 1894г. Мемуары говорят так. Брюсов писал : «Принял с Лангом участие в О. Л. З. Л. (Общество любителей западной литературы) и познакомился с Бальмонтом. После попойки, закончившей первое заседание, бродили с ним пьяные по улицам до 8 ч. утра и клялись в вечной любви» . Через месяц запись: «Вчера опять было заседание, и опять бродили с Бальмонтом до утра по улицам в поэтических грезах» . 31 октября. «Во вторник был у Бальмонта довольно удачно. Вернувшись от Бальмонта, в 3 часа ночи, пьяный, я написал 11 сонетов и 2 поэмы» . (Вот это, блин, продуктивность - я подумала)
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
http://www.stihi-rus.ru/sonet/16.htm
А какая информация нужна?