DA
Diana Adamiya

Описание диалогов Чацкого и Фамусова из произведения Грибоедова " Горе от Ума"

АМ
Антон Мазухин

это?
Одним из наиболее важных эпизодов в «Горе от ума» является диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия. Я бы назвала его «Конфликт Нового и Старого» . Этот эпизод представляет собой экспозицию – часть произведения, где «запускается» сюжетный конфликт. В этом эпизоде участвуют всего два главных героя: Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий.
Эпизод начинается с того, что Чацкий заходит к Фамусову, чтобы расспросить о Софье. В итоге безобидный диалог перерастает в конфликт, препирания. Заканчивается тем же – никто из спорщиков не уступил, Фамусов просто отказался слушать Чацкого. Основным предметов спора между двумя этими героями являются такие вопросы как: «Обязательно ли служить в армии?» , «Стоит ли принижать свою гордость ради получения чинов? » и т. п. . Мини-конфликт данного эпизода образуется вокруг вечной проблемы непонимания между представителями различных поколений, как говориться у Грибоедова «века нынешнего» и «века минувшего» .
Фамусов является зачинщиком конфликта – именно его пространный монолог по поводу того, что он думает о молодом поколении заставил чацкого наступать в ответ. В лице Чацкого Фамусов видит «гордецов» , «умников» , готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов» . В этом монологе – вся сущность представителя «века минувшего» . Его идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Речь Фамусова выдает в нем человека не очень образованного, неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. В этом эпизоде авторская ремарка присутствуют только у Фамусова - когда он ворчит на Чацкого скороговоркой, так как доводов у него уже не осталось.
Изначально Чацкий не стремился к конфликту, но монолог Фамусова вынуждает его к страстной защитой тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Чацкий – человек образованный, речь его литературна, логична, богата интонациями и образами, в ней отражается его чувства и мысли. Это представляет собой полную противоположность речи Фамусова. Авторские ремарки к Чацкому отсутствуют, отчасти потому, что все его чувства можно увидеть в эго ответах, полных восклицаний, жарком монологе.
Препирательства оканчиваются ничем – каждый остается со своей точкой зрения.
Экспозицией данного эпизода является начало расспросов Чацкого о Софье, резкие ответы Фамусова. Далее небольшой обмен препирательствами медленно достигает кульминации – монологов двух героев. Развязка же заключается в дальнейшем обмене резкими фразами между героями, отказе Фамусова слушать Чацкого.
Автор старается не показывает своего отношения к данному событию, но в целом можно догадаться, что он на стороне Чацкого.
В этом эпизоде Грибоедов показал начало конфликта между представителями «старого» и «нового» , конфликта, который будет развиваться далее в комедии. Поэтому этот эпизод очень важен для понимания всего произведения.

Похожие вопросы
Почему чацкий не уважает людей фамусова? "Горе от ума" произведения Грибоедова
Цитаты Чацкого, Фамусова, Сколосуба "Горе от ума"
Описание Софьи из произведения Грибоедова " Горе от ума". Но пожалуйста, проще. но тоже не совсем проще:)
Вопросы и характеристики по произведению Грибоедова "Горе от ума", ,Чацкий и Молчалин
Как Чацкий относится к иностранному в произведении Грибоедова Горе от ума?
Помогите с характеристикой Чацкого в комедии Грибоедова "Горе от ума".
по произведению Грибоедова "Горе от ума"
помогите с произведением Грибоедова "горе от ума"
(произведение "горе от ума") В чем особенности взглядов на жизнь Чацкого, Молчалина и Фамусова?
что мы узнаём о Фамусове, Чацком, Молчанове и Софье из комедии Грибоедова "Горе от ума"