Во времени исчезает все, и исчезает без следа, и в этом-то и состоит подлинная сущность времени. - Ю. .Молчанов
Один из самых авторитетных философов, разрабатывавших эсхатологическую проблематику исторического времени - Н. Бердяев.
В работе «Опыт эсхатологической метафизики» он писал: «Темой истории остается тема мессианская. Тема эта связана с проблемой времени. Философия истории есть, прежде всего, философия времени» .
Он считал, что человечество воспринимает собственную историю как направленный ток времени.
Историческое время отличается от времени физического. Н. А. Бердяев предложил разделять космическое, историческое и экзистенциальное время.
В контексте историософских размышлений о конечной цели и смысле человеческого бытия он ставит вопрос о возможности выхода за пределы времени, прорыва в вечность.
С его точки зрения время космическое исчисляется математически по движению вокруг солнца, с ним связаны календари, часы, оно символизируется круговоротом; время историческое можно исчислять математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям, в нем каждое событие неповторимо, и оно символизируется линией, устремленной вперед, к новизне; течение времени экзистенциального зависит от напряженности переживаний, от страдания и радости, в нем происходит творческий подъем, оно символизируется движением вглубь, оно ближе к вечности, в нем нет различия между будущим и прошлым, концом и началом.