Современники не уставали восхищаться Парфеноном. В V в. его красота служила постоянной темой разговоров афинян и выступлений афинских ораторов и писателей. Демосфен призывает сограждан любоваться прекрасным зданием. Плутарх восторженно пишет о нем: «Так воздвигались сооружения, выдающиеся по величине, неподражаемые по прелести очертаний.
"Самое прекрасное из созданий человеческого гения"—Парфенон (реконструкция) .
Греки питали слабость к ярким краскам. Которыми и украшали знаменитые храмы и статуи.
Парфенон. Реконструкция раскраски фронтона и метоп
Плутарх констатирует: «Каждая из этих вещей была настолько прекрасна, что производила впечатление чего-то, стоящего с незапамятных времен; по своей жизнерадостности эти творения и до сих пор кажутся чем-то юным и только что возникшим; столь цветущей свежестью дышат они, и рука времени вовсе не касается их, как будто в них содержится вечно живой дух и нетленная душа» .
В этой постройке больше всего поражает удивительная соразмерность, предельная простота и чистота всех ее линий. Величественное, громадное здание кажется воздушным и легким, словно случайно опустившимся на мгновение, чтобы увенчать собою вершину Акрополя. Гармония сочетания частей между собой рассчитана с учетом неправильности восприятия человеческого глаза, и эти тонкие отклонения от твердых математических линий создают ни с чем несравнимую иллюзию.
Ступени и стилобаты храма не абсолютно горизонтальны, какими они кажутся, но имеют легкую кривизну от углов к середине. На южной стороне, например, середина выше углов на 22,5 см. Стройные белые ряды колонн, такие безупречно прямые и устремленные в небо, на самом деле слегка наклонены внутрь.
За свою невероятно долгую историю, Парфенон неоднократно подвергался разрушениям.
В виде живописных и величественных руин дожил до наших дней