Существовала ли для Маркса проблема субъект-субъектного исследования?
Как он решал её, опираясь использу диалектический метод (Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ибо я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод) ; ведь для Гегеля, который впервые применил диалектический метод, существовал абсолютный дух, познающий сам себя, а простой субъект (человек) играл второстепенную роль.
Чтобы развеять недоумение цитирую:
«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (— творец, созидатель. Ред. ) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад, в то время, когда она была ещё в моде. Но как раз в то время, когда я работал над первым томом «Капитала» , крикливые, претенциозные и весьма посредственные эпигоны, задающие тон в современной образованной Германии, усвоили манеру третировать Гегеля, как некогда, во времена Лессинга, бравый Мозес Мендельсон третировал Спинозу, как «мёртвую собаку» . Я поэтому открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. » (ПСС М. и Э. "Капитал" т. I - том ПСС: 23 стр. 21-22 )
«Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод» . (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 448. ) — это письмо Маркса "Маркс — Людвигу Кугельману в Ганновер".