Ма
Марина

помогите, пожалуйста, составить сравнительный анализ двух стихотворений.

А. А. Апухтин
Актеры
Минувшей юности своей
Забыв волненья и измены,
Отцы уж с отроческих дней
Подготовляют нас для сцены. -
Нам говорят: "Ничтожен свет,
В нем все злодеи или дети,
В нем сердца нет, в нем правды нет,
Но будь и ты как все на свете! "
И вот, чтоб выйти напоказ,
Мы наряжаемся в уборной;
Пока никто не видит нас,
Мы смотрим гордо и задорно.
Вот вышли молча и дрожим,
Но оправляемся мы скоро
И с чувством роли говорим,
Украдкой глядя на суфлера.
И говорим мы о добре,
О жизни честной и свободной,
Что в первой юности поре
Звучит тепло и благородно;
О том, что жертва – наш девиз,
О том, что все мы, люди, – братья,
И публике из-за кулис
Мы шлем горячие объятья.
И говорим мы о любви,
К неверной простирая руки,
О том, какой огонь в крови,
О том, какие в сердце муки;
И сами видим без труда,
Как Дездемона наша мило,
Лицо закрывши от стыда,
Чтоб побледнеть, кладет белила.
Потом, не зная, хороши ль
Иль дурны были монологи,
За бестолковый водевиль
Уж мы беремся без тревоги.
И мы смеемся надо всем,
Тряся горбом и головою,
Не замечая между тем,
Что мы смеялись над собою!
Но холод в нашу грудь проник,
Устали мы – пора с дороги:
На лбу чуть держится парик,
Слезает горб, слабеют ноги.. .
Конец. – Теперь что ж делать нам?
Большая зала опустела.. .
Далеко автор где-то там.. .
Ему до нас какое дело?
И, сняв парик, умыв лицо,
Одежды сбросив шутовские,
Мы все, усталые, больные,
Лениво сходим на крыльцо.
Нам тяжело, нам больно, стыдно,
Пустые улицы темны,
На черном небе звезд не видно -
Огни давно погашены.. .
Мы зябнем, стынем, изнывая,
А зимний воздух недвижим,
И обнимает ночь глухая
Нас мертвым холодом своим.
1861

А. К. Толстой

* * *
Довольно! Пора мне забыть этот вздор,
Пора мне вернуться к рассудку!
Довольно с тобой, как искусный актер,
Я драму разыгрывал в шутку!

Расписаны были кулисы пестро,
Я так декламировал страстно,
И мантии блеск, и на шляпе перо,
И чувства – все было прекрасно.

Но вот, хоть уж сбросил я это тряпье,
Хоть нет театрального хламу,
Доселе болит еще сердце мое,
Как будто играю я драму.

И что я поддельною болью считал,
То боль оказалась живая –
О Боже, я раненый насмерть играл,
Гладьятора смерть представляя!

Хотя бы понемногу ((

ОБ
Ольга Баранова

Общее в этих стихах - тема: жизнь - это театр, и люди в ней - актеры. Мысль не новая, подсказана Шекспиром. У Апухтина говорится о целой жизни, от рождения до смерти, в которой люди играют то водевиль, то трагедию, но, в общем, играют плохо, фальшивят, лгут и притворяются. Игра эта кончается вместе с жизнью, и актерам стыдно и больно за свою плохо сыгранную жизнь. У Толстого же берется конкретный эпизод - любовная история. Герою казалось, что он только играет в любовь, а он по ходу дела, оказывается, влюбился всерьез. Финальная метафора "я раненный насмерть играл, гладьятора смерть представляя! " - дает об этом яркое представление. Вообще, стихотворение Толктого написано образно и лаконично, у Апухтина больше сатиры и иронии и горькой разочарованности - и звезд на небе не видно, и автору (богу, очевидно) никакого до них дела нет.. . Всё плохо!

Похожие вопросы
Помогите пожалуйста с анализом стихотворения.
Помогите!! ! Как сделать сравнительный анализ двух стихотворений?? ? просто объясните кто знает - КАК его сделать? )))
Помогите с анализом стихотворения!
Помогите пожалуйста со сравнительным анализом стихотворений Пушкина и Фета "Узник".
Помогите составить анализ стихотворения Твардовского "Жестокая память"
Анализ стихотворения. Помогите пожалуйста с анализом стихотворения А. Ахматовой "А ты думал-я тоже такая"
Помогите кто нибудь с анализом стихотворения пожалуйста!!!
Анализ стихотворения. Пожалуйста
помогите составить анализ стихотворения
Пожалуйста, помогите составить анализ стихотворения А. Блока "Ты свята, но я Тебе не верю"