SL
Savanai Larsi

Почему стихотворение Ахматовой "Песня последней встречи" критики называли новеллой или маленькой повестью.?

Какие композиционные особенности служат основой для таких формулировок?

Ма
Марина

Ключевыми ситуациями, образующим событийные узлы сюжетного развития, в ранних ахматовских стихотворениях оказываются магистральные точки любовных отношений: встреча, свидание, расставание, потеря возлюбленного, воспоминание об утраченном чувстве. Данные в динамике психологических движений лирической героини, эти ситуации способствуют смещению высказывания из области «чистой» , суггестивной лирики в пограничные сферы миромоделирования, наделяя текст «новеллистическими» , повествовательными характеристиками.
Овеществленное смятение лирической героини в начале стихотворения («Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки. / Я на правую руку надела /
Перчатку с левой руки» ) далее разворачивается в пересечении пограничного хронотопа («лестница») , индексирующем выход из «родного» пространства в открытый универсум: «Показалось, что много ступеней, / А я знала — их только три!» . Однако здесь также возникает еще один пространственный рубеж — деревья в парке, эксплицирующий идеологему смерти: «Между кленов шепот осенний / Попросил: “Со мною умри”». Единение с другим «я» в желании смерти мыслится способом преодолеть личную драму: «Я ответила: “Милый, милый! / И я тоже. Умру с тобой... ”». Таким образом, событие расставания замещается событием встречи ценностнообъединяемых сознаний, и в силу этого меняется отношение к своему месту в универсуме: «близкое» («домашнее» ) становится «чужим» , тогда как «враждебное» («внешнее» ) принимается в качестве своего: «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» . «Окно» в ценностном кругозоре лирической героини предстает как знак утраченного счастья, но обретение «союзника» в смерти позволяет справиться с эмоциональной катастрофой. Таки образом, движение лирической героини в многомерном пространстве способствует усилению как эмоционального, так и сюжетно-фабульного напряжения лирического текста. Умножение пограничных зон универсума в ранней поэзии А. Ахматовой способствует смещению поэтического высказывания в сферу иных принципов художественного миромоделирования, где «чистая» эмоция опосредуется через фабульные действия и овеществление психологических жестов субъектного «я» .
Домашний локус, границы которого маркированы такими знаками, как «окно» , «дверь» , «лестница» и их производными, прежде всего сопряжен с центральными точками развития любовных отношений (ожиданием встречи, расставанием и воспоминанием о былом чувстве) , вскрывающими столкновение женского и мужского начал. В свою очередь внешнее пространство, как правило, отмеченное противопоставлением «живого» и «мертвого» («божественного» и «земного») , приобретает мортальную семантику в самоощущении лирической героини и порождает идеологему гибельности любовных чувств, эксплицируя одновременное желание эмоционального (и шире — онтологического) единения с возлюбленным и психологический диссонанс женского и мужского «я» , вызванный принципиальным различием их ценностного отношения к бытию.
Структура лирического нарратива в «Песне последней встречи» может быть представлена следующим образом: 1) репрезентация психологического жеста, обозначающего результат некой ситуации, о подробностях которой лирическая героиня умалчивает, и определяющего дальнейшее развертывание сюжета; 2) обозначение «чужой» «точки зрения» , в сопряжении с которой меняется состояние внутреннего мира лирической героини; 3) ценностно-эмоциональное самополагание «я» диегетического повествователя, обусловленного перипетиями отношений с «я» Другого.

Похожие вопросы
какие выразительные и художественные средства присутствуют в стихотворении Ахматовой "мужество"?
В стихотворении Ахматовой "а в книгах я последнюю страницу .."что за профиль на стене?
Стихотворение Рильке "Орфей, Эвридика, Гермес" и Ахматова песня последней встречитема. Тема и главная мысль ???
Почему Салтыков-Щедрин называет "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" повестью?
У Анны Ахматовой так много стихотворений!
Юный поэт мечтает посвятить стихотворение Анне Ахматовой.
Нужен анализ стихотворения Ахматовой "Широк и желт вечерний свет... "
Нужен анализ стихотворения "Призрак" Ахматовой. Анализ стиха Призрак Ахматовой
Анна ахматова место последней встречи? ? напишите в двух предложениях очем это стихотворение??
помогите найти Анализ стихотворения «Ива» А. Ахматовой