При всем моем отрицательном отношении к Михалкову как к личности и как к общественному деятелю, нельзя не отметить тот
факт, что до своих последних, мягко говоря, не очень удачных и откровенно слабых фильмов "12", "Утомлённые солнцем 2: Предстояние" и "Утомлённые солнцем 2: Цитадель" он снимал вполне интересное, хорошее, качественное и достойное кино (я думаю что в этом многие со мной согласятся) .
При этом вот что странно и показательно: Михалков по своим общественно-политическим убеждениям является убежденным православным монархистом, консерватором и государственником, который во всю клянет любые проявления сопротивления общества авторитарной путинской власти, любые проявления демократических свобод и либерализма в России, любые предложения о выборах местных властей и о горизонтальных отношениях общества и государства, также, естественно не прочь он и порассуждать об "особом" пути России, которым она должна идти, стараясь не обращать внимания на "неприменимые и вредные для русского бытия" западные и американские новшества (лично я с этим категорически не согласен, поскольку являюсь убежденным правым, демократом, западником, противником нынешнего путинизма и сторонником либеральных свобод. хотя и мне не совсем чужд и консерватизм, ибо порю он бывает нужен) . Все люди, к коим по своим убеждениям и взглядам принадлежит Михалков, всегда утверждали что такие сугубо абстрактные государственные понятия как "Родина, Отечество, присяга, воинский долг" должны быть выше таких фундаментальных общечеловеческих личных прав как право на любовь и право на счастье - словом сугубо николаевский, антисентиментальный и классицистический подход к человеческой жизни.
Но при этом своим последним достойным, и мною любимым, замечательным фильмом "Сибирский цирюльник" Михалков просто до основания высек свои политические взгляды, весь консерватизм, государственность, закостенелую и гнилую царскую бюрократию: ведь главный герой - молодой юнкер Андрей Толстой (Олег Меньшиков) как раз плюнул на этот самый консервативный классицизм ради своего личного общечеловеческого права на счастье и любовь - а именно он публично выпорол смычком своего командира - генерала Радлова (Алексей Петренко) из ревности к своей любимой женщине - американке Джейн (Джулия Ормонд) , чувства которой были взаимны по отношению к нему (к Толстому) . Чем все это трагически кончилось известно всем - юнкер навсегда потерял свою любимую из-за того, что этот генерал, воспользовавшись высоким положением оклеветал его, обвинил в политическом покушении на Великого князя и бывший юнкер, закованный в кандалы был отправлен в Сибирь по этапу, так и никогда нем увидев больше никогда свою прекрасную Джейн и... своего кровного сына от неё (о нем он даже и не узнал в силу таких обстоятельств его жизни, и Джейн одна вырастит его в Америке - когда он станет взрослым она и расскажет ему эту историю с юнкером) - словом жизнь его оказалась трагически сломана.
В этом отношении фильм очень красочно показывает нашу проклятую закостенелую бюрократию, проклятое чинопочитание, которое почему то должно распространятся и на личную интимную жизнь подчиненного человека, лизоблюдство, гордыню и ханженство - олицетворением чего и является генерал Радлов - ведь по сути юнкер был прав, хорошенько публично дав ему по морде, ведь это была его (юнкера) женщина и если у него на погонах в два раза больше звезд - это не означает что любая понравившаяся женщина должна ему принадлежать и отлично показывает то, что в нашей стране уготовано гордому, свободному и независимому человеку - коим безусловно является юнкер Андрей Толстой.
Особо показательна сцена: ошарашенная Джейн после всего случившегося спрашивает у генерала Радлова насчет сломанной жизни юнкера - "Неужели человеческая жизнь ничего не значит в этой стране? " На что генерал дает страшный и убийственный ответ: "Все зависит от того чья жизнь, сударыня! " - Вот она где наша собака зарыта.. .
Согласны?
Простите за много букав, но иначе я бы не смог))