Поэма А. А. Блока «Двенадцать» проникнута мотивами «черной злобы, святой злобы». Странное сочетание слов «святая злоба». Однако лишь на первый взгляд оно кажется абсурдным: если вспомнить о политическом и нравственном кризисе, охватившем Россию накануне революции 1917 года, то все становится на свои места. Разумеется, оторванность власти от народа, изнурительная война (Первая мировая), роскошь, которая была уделом немногих, нищета и бесправие подавляющего большинства населения — все это должно было пробуждать гнев и горечь в душах людей. Но рядом со «святой злобой» упомянута и «черная злоба», и это тоже не случайно: масштабные потрясения в обществе обычно сопровождаются всплеском насилия и жестокости, активизаций низменных человеческих устремлений. Символически сущность революции воплотилась в образе ветра, неуправляемой стихии, одинаково беспощадной и равнодушной ко всем.«Апостолы» революции не привыкли подолгу размышлять — оружие, полученное для борьбы с «буржуями», они пускают в ход и в банальной драке, вызванной ревностью красноармейца Петра к Ваньке. Никакой классовой борьбы между этими двумя персонажами нет, и не может быть в принципе. Случайная гибель Катьки от выстрела ревнивого любовника — это пустячный эпизод для тех, кому предстоит раздуть «мировой пожар»:
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Итак, автор показывает, что человеческая жизнь во время революции не воспринимается как ценность.http://lit-helper.ru/p_Tema_revolyucii_v_tvorchestve_poetov_nachala__veka
У Маяковского мы можем отыскать мотив обесценивания человеческой жизни — он угадывается небрежном упоминании автора о том, что Пучками черных орлиных перьев подбитые падают городовые.
Городовые здесь выступают не как люди, а как символические обозначения царского режима. Не случайно Маяковский изображает столкновения между восставшими и правительственными войсками не как человеческую бойню, а как сшибку штыков с двуглавым орлом — гербом царской России.
Шолохов "Поднятая целина". Политическое прожектерство и волюнтаризм привели к удару по середнякам и подрыву сельского хозяйства, к явлениям, имевшим губительные последствия для судеб крестьян. Это раскрыто в таких произведениях шестидесятых годов, как “На Иртыше” С. Залыгина, “Прощай, Гульсары!” Ч. Айтматова, “Кон чина” В. Тендрякова и др. Среди современных произведений наиболее яркими оказались романы “Мужики и бабы” Б. Можаева и “Кануны” В. Белова. А. Рыбаков в романе “Дети Арбата” сосредоточил внимание на одном из самых острых моментов в политической жизни страны — на событиях 1932—1934 годов. В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план, а живой человек отодвинут на второй,— люди перестают жить нормально, потому что происходит самое страшное — обесценивание человеческой жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, не рассуждающего_ безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает Сталин? А. Рыбаков постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допускающего, чтобы люди имели свое мнение. В.Дудинцев “Белые одежды:” воспроизведена картина гонений и преследований, которым в течение ряда лет подвергались ученые. Роман А. Бека “Новое назначение” оказывается своеобразным хронологическим продолжением книги Анатолия Рыбакова “Дети Арбата”. Здесь показывается, как функционирует та административная система управления страной, которая складывалась с начала тридцатых годов, а затем укоренялась на протяжении ряда последующих десятилетий. Герои незаконченного романа Юрия Трифонова “Исчезновение” — государственные и партийные деятели. Они живут в огромном “доме на набережной”, из которого по ночам увозят — их товарищей, а оставшиеся пытаются понять: в чем дело, за что, почему? Глубоко трагично для них сознавать, что ни логики, ни элементарной справедливости во всем этом быть не может.
Преступление и наказание, Достоевский
Красное и черное. Стендаль.