Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины... » обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт.. .
Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
От первого, до последнего дня войны не умолкал голос поэта.
«Мы вас подождем! » — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем! » — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
...Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!.. .
...
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем....
В стихотворении важную роль играют глаголы, обозначающие звуковые образы: шептали, называли, молятся, сказала, говорили, которые подчеркивают выдержку и спокойствие терпеливых русский жителей. Но в образной картине прощания с умершим на высокой ноте эмоционального напряжения динамика текста замирает. Пронзительно начинают звучать выражения, обозначающие неизбывное горе жителей российских деревень, которые оставлены отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мертвому плачущий девичий крик. Именно эти чувства становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жен, детей, родной дом они готовы умереть, «по-русски рубаху рванув на груди». Образ горькой и поруганной земли, горе в душах солдат создают и усиливают аллитерации на букву «р» в последних трех строфах стихотворения.