Наталья Данилова
Наталья Данилова

Конфликт Личности и Государства в поэме Медный Всадник? В вкратце, но развёрнуто надо))

CB
Cvetic B

Ничтожный герой и герой великий, герой прозаический
и герой эпический, частный человек - и олицетворение
государственной мощи:
на этих конфликтных полюсах держится пушкинская
повесть.
Столкновение малого и великого, личного и
государственного раскрывается в сопоставлении
двух "встреч"
между Евгением и Медным всадником - Петром.

Сравните эти встречи по расположению героев
первая-"кумир обращен к нему спиною":
И он как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может!
Вкруг него Вода и больше ничего!
И обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

вторая-Евгений и Всадник друг против друга ;
по позам -два всадника;
по состоянию-при первой встрече каменеет Евгений,
при второй - оживает статуя.
В перемене поз - смысл совершающегося.

"...Перед недвижным великаном,
И, перст с угрозою подняв,
Шепнул, волнуем мыслью черной:
"Добро, строитель чудотворный! –
Ужо тебе!"
Волнение "мысли черной" выразило себя предупреждением
"недвижному Великану".

Малый и ничтожный Евгений становится вдруг равен
"кумиру на бронзовом коне" и находит в себе силы
грозить "державцу полумира", а именно этого боится
"грозный царь".

Медному всаднику не страшна стихийная вспышка
(бунт природы, наводнение), а единичный возглас
"бедного" Евгения, мятеж одной души грозное
величие государственности не может снести и ужасом
погони заставляет смириться, забыть те мысли,
который вдруг "страшно прояснились".

Ни стихии, ни бедствия народные не трогают кумира,
к ним он обращен спиной, "в неколебимой вышине".
Но слова, одного слова угрозы достаточно, чтобы сорвать
его с места, заставить мчаться, преследовать.
Страх, воспаленный, гонит по ночным улицам
не столько Евгения, сколько Медного всадника
в этой погоне за бедным и одиноким безумцем.

Петр – создатель, и в этом его величие.
Но его создание – Петербург – стало причиной
страданий Евгения.
Как разрешить конфликт между Петром и Евгением?
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния
Петра Великого, и страдания Евгения.
Поэту был близок мир Петра, была дорога и понятна
его мечта – "ногою твердою стать при море" .
Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было
заплачено за это торжество, какой ценой был куплен
стройный вид военной столицы.
Поэтому в поэме есть истинная глубина,
высокая человечность и суровая правда.
Кто же все-таки виноват – великое государство,
которое потеряло интерес к частной личности,
или "маленький человек" , который перестал
интересоваться величием истории, выпал из неё?
Пушкин обосновал трагическое право империи
со всей её государственной мощью
распоряжаться жизнью частного человека.
Но очевидно и то, что для самого поэта в "Медном
всаднике","правильный путь состоит не в том,
чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том,
чтобы "приподняться над жестоким веком",
сохранив в себе гуманность, человеческое
достоинство и уважение к жизни других людей.

ПШ
Павел Шерстнёв

Маленький человек против жестокого, равнодушного мира

Наталья Дацюк
Наталья Дацюк

https://www.kritika24.ru/page.php?id=65695
Тема раскрыта, ответ на вопрос есть, почитайте

Похожие вопросы
раскройте конфликт поэмы медный всадник. раскройте конфликт поэмы медный всадник?
почему первая часть поэмы медный всадник заканчивается описанием медного всадника
Идейное содержание поэмы медный всадник
Что позволяет считать "Медного всадника" поэмой????
"Медный всадник" А. С. Пушкин. Каков пафос к вступлению поэмы "Медный всадник"?
почему поэма называется медный всадник?
Почему “ Медный всадник ” повесть, а не поэма ?
зачем в поэме медный всадник даётся вступление
Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" в кратце сочинение надо
Зачем Пушкину написал вступление в поэме "медный всадник" Зачем Пушкину написал вступление в поэме "медный всадник"