То, что Соня Мармеладова - единственный человек, который мог понять его, не осудить, не отвернуться от него. Им обоим пришлось через что-то переступить в себе - Раскольников идейно совершил убийство старухи, а Соне пришлось стать проституткой, "получить жёлтый билет", чтобы её семья не умерла с голоду. Они, на самом деле, очень похожи, близки по духу. Ведь не на пустом месте между ними возникли чувства - с самого начала они чувствовали к друг другу симпатию, с самого начала их тянуло друг к другу. Только она могла помочь ему выйти из той безысходности, в которой он находился, только она могла облагородить его, спасти его душу.
Соня Мармеладова оказывается столь необходимой Раскольникову еще и потому, что способна, выслушав его исповедь, сказать, что он не прав. Не прав, когда счел человеческую жизнь сравнимой с жизнью вши, когда посмел во имя проверки своей, достаточно шаткой и жуткой, теории посягнуть на чужую жизнь. Соня — самоотверженная и чистая душа — становится для Раскольникова суровым судьей. Суровым не в прямом смысле. Просто ее мягкость и любовь, ее терпение и воля настолько выше всех болезненных идеалов Родиона, что она рядом с ним может восприниматься как некая высшая сила, облеченная правом выносить решения и указывать дорогу заблудшим. Именно Соня выслушивает самые пламенные и искренние исповеди Раскольникова. Перед Соней Родион настолько открыт потому, что видит в ней родственную душу. Она ведь тоже в некотором роде преступница. Но она чище Раскольникова — ей не пришлось для доказательства каких-то химер убивать человека.