МД
Максим Драпов

Всем доброго вечера!

Подскажите, пожалуйста, где можно найти что-нибудь по-подробнее о "Формуле" Шопена? Нахожу, но информации очень мало... 😞 Буду очень признательна!

Ма
Марат

«Формула»

Многие выдающиеся педагоги высказывали мысль о том, что при начальном этапе изучения гамм с учеником одним из главных моментов правильного подхода в изучении является так называемая «формула Шопена» . С ее помощью рука начинающего играть гаммы ученика сразу почувствует естественность и удобство за клавиатурой.

К этой мысли приходит в своей педагогике Л. Оборин, высказывая ее в своей статье «О некоторых принципах фортепианной техники» : «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. (пример 29) Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям... »

К этому мнению присоединяется и Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» : «Эти пять нот: ми, фа–диез, соль–диез, ля–диез, си–диез - содержание первого урока фортепианной игры Шопена. Может быть, не первого с данным учеником по времени, но первого в систематическом отношении.

С течением времени (далеко не сразу) я пришел к заключению, что с этих-то пяти нот и надо начинать всю методику и эвристику фортепианной игры, изучения фортепиано, что это и есть краеугольный камень, «колумбово яйцо» , пшеничное зерно, дающее тысячный урожай. Одна эта маленькая формула поистине «томов премногих тяжелей» (имею в виду «томы» Штейнгаузена, Брейгаупта, Мальвины Брэ, Яэлл и других) . Что же так привлекает меня в этой формуле?

Шопен, как известно, ставил руку ученика на эти пять нот, представляющих самое удобное, самое естественное, самое непринужденное положение руки и пальцев на клавиатуре, так как более короткие пальцы - первый и пятый - попадают на белые клавиши, расположенные ниже, а более длинные пальцы - второй, третий и четвертый - на черные клавиши, находящиеся выше. Ничего более естественного, «природного» нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение. Каждому понятно, насколько менее удобно и естественно положение пяти пальцев на одних белых нотах : до, ре, ми, фа, соль.
Шопен заставлял играть эти пять нот подряд не legato, (это могло бы у неопытного начинающего вызвать некоторое напряжение, зажатость) , но как легкое portamento, с участием кисти, так, чтобы чувствовать в каждом суставе гибкость и свободу. Этот простой прием заставляет играющего сразу подружиться с инструментом, почувствовать, что фортепиано и клавиатура не чуждая, опастная или даже враждебная машина, а существо близкое, родное и понятное, при ласковом и свободном обращении с ним идущее навстречу человеку, жаждущее сближения с человеческой рукой, как цветок жаждет сближения с пчелой и не прочь отдать ей всю свою пыльцу. А вместо этого - сколько сотен и тысяч достойных сожаления новичков в продолжение стольких лет по указанию педагога при первом прикосновении к клавиатуре старались превратить свою живую руку с нервами, мышцами, гибкими суставами и пульсирующей кровью в кусок дерева с загнутыми крючками и извлекать этими крючками обидные для слуха звуковые сочетания... »

А вот выдержка из книги Н. Корыхаловой «Играем гаммы» : «Однако с точки зрения технического освоения гамм лучше начинать, следуя известному совету Шопена, вовсе не с до-мажорной гаммы, которую легче всего прочесть и запомнить и труднее всего сыграть. Первая позиция руки, по Шопену, - это позиция на следующем пятизвучии (ми, фа–диез, соль–диез, ля–диез, си–диез) . Рука принимает наиболее естественное положение: пальцы слегка закруглены, «рычаги» уравновешены, и ровность звучания обеспечивается почти сама собой. »

Отрицать столь веское мнение, высказанное самыми выдающимися педагогами и пианистами не имеет никакого смысла. Каждый преподаватель, независимо от того, какой ранг он занимает, обязан ввести в работу с начинающими «формулу Шопена» . Так как если с самого начала педагог заложит у учеников правильный технический фундамент, основанный на естественности, тогда и все дальне

Похожие вопросы
Всем доброго вечера.
Я опять тут) Всем добрый вечер)
Всем добрый вечер! :)
Добрый вечер всем)))
доброго всем вечера!!:)
всем доброго вечера))
Доброго всем вечера.
Всем доброго вечера!!!))))
всем доброго вечера)
Добрый вечер всем, помогите опознать кто поёт.