Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ:
1. К. Сен-Санс, "Африка", фантазия для фортепиано с оркестром
2. Ф. Шопен - Fantasy on Polish Airs (Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром A-dur) Op.13
3. А. С. Аренский - Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, соч. 48
/До сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя — олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них — о боярине Скопине-Шуйском и «Вольга и Микула» — положил в основу своей Фантазии. /
4. Фалья Мануэль де (1876–1946)
`Ночи в садах Испании` - симфонические впечатления для фортепиано с оркестром
5. Бабаджанян Арно (1921–1983)
`Грезы` (Пьеса для фортепиано с оркестром)
6. Лист Ференц (1811–1886)
`Пляска смерти`. Парафраза на `Dies Irаe` для фортепиано с оркестром S.126
"... Лист находит в них философскую глубину и трагизм, вдохновляясь старинной итальянской фреской в концертной парафразе на тему Dies irae (Страшного Суда) для фортепиано с оркестром"
Для фортепиано ИЛИ для оркестра:
Если отдельно для фортепиано и для оркестра - то это любые пьесы для фортепиано, написанные под впечатлением прочитанного или увиденного и имеющие конкретный сюжет, например:
Симфонические поэмы Ф. Листа : "Прометей", "Орфей", "Данте"
П. Чайковский - "Франческа да Римини"
.Фантазия «Франческа да Римини» — симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского основана на сюжете из «Божественной комедии» Данте («Ад» , песнь 5-я) , рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату её мужа) и постигшем их возмездии.
П. Чайковский. "Времена года" - цикл пьес для фортепиано.
Р. Шуман. "Карнавал" для фортепиано.
Или М. Мусоргский - "Картинки с выставки" для фортепиано / пер. для оркестра/
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка» , изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна» ) по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе".
Кстати, название "ЛУнная" к сонате №14 Л. Бетховена прицепилось уже позже и не принадлежит автору. "Маленькая ночная серенада" В. Моцарта несет в себе лишь указание жанра, но в ней отсутствует какая-либо программность. "Скерцо" переводится как "Шутка" - тоже ничего, кроме формы не указывает.
Лунная Соната, Героическая Симфония, Маленькая Ночная Серенада, Патетическая Соната, Скерцо