▪1. Буржуазия формировалась почти из всех сословий. Некоторые дворяне использовали деньги, полученные по крестьянской реформе или увеличивали доходность своих имений и открывали там производства. Капиталы в виде денег, а не земли были у купечества, потому оно особенно активно пополняло ряды буржуазии. В своих небольших мастерских удавалось скопить начальные капиталы и некоторым мещанам, они также становились буржуа. Известны истории и некоторых крестьян, которые, обычно в течении нескольких поколений, превращались из крепких сельских хозяев во владельцев огромных промышленных империй. Славу русского предпринимательства также составили представители народов окраин России, особенно тех окраин, на территории которых в изобилии были полезные ископаемые вроде нефти. Промышленники чувствовали себя хозяевами жизни, в которой всё больше начинали править деньги. Однако они не только наслаждались жизнью сами. Они стали крупнейшими меценатами своей страны. Особенно это было характерно для выходцев из купечества. Их фамилии порой уже на протяжении многих поколений держали в своих руках огромные деньги, не испытывали от этого шока или эйфории. К таковым относятся А. А. Корзинкин, К. Т. Солдатенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и Π.М. Третьяков, С. И. Мамонтов, а также многие другие. (Данилов: "Положение основных слоев общества").
▪ 2. Когда Исполнительный комитет «Народной воли» в своём открытом письме предлагало императору ввести конституцию в обмен на прекращение террора, либералы оказались в двусмысленном положении. Их ужаснуло убийство императора, как и остальное общество. А теперь получалось, что их основную идею (принятие конституции) взяли на вооружение террористы. Теперь те, кто продолжал ратовать за конституцию, могли быть признаны единомышленниками террористов. Из-за этого большинство либералов уходит из политики. Распространяется «теория малых дел», согласно которой нужно просто поступать по совести, помогать, кому можешь и не соглашаться на бесчестные поступки. Благо у либералов, в отличии от революционеров, жизнь не состояла полностью из борьбы за светлое будущее, у всех были профессия, карьера, которым они себя в основном и посвятили. ( Данилов: § 34. Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.).