В тексте, вроде, всё написано. Правда, стихотворение "Памятник" написал Державин. А у Пушкина - без названия. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... "
Вообще, стихотворение про памятник поэту в виде его произведений имеет свою традицию. Первым написал о памятнике себе в таком смысле ещё древнеримский поэт Гораций, потом его стихотворение перевёл Ломоносов, затем Державин уже приспособил оду под себя и свои реалии. А Пушкин как бы отвечал Державину, пародируя его и в то же время высказывая серьёзные мысли, значимые и сами по себе, без всяких традиций этого стихотворения. Но тем важнее мысли, которые Пушкин высказывает уже от себя.
Так, бессмертие поэта в его творениях - эта мысль идёт от Горация. Гораций сравнивал свой памятник с египетскими пирамидами, а Пушкин - с символом царской власти, Александрийским столпом. Его муза - непокорная, о чём он неоднокатно пишет в стихотворении (восславил я свободу) . Интересно пишет Пушкин о том, до каких пор его будут чтить - доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит, то есть пока людям будет интересна поэзия, пока люди будут оставаться людьми. Как и Гораций и Ломоносов, Пушкин очерчивает ареал распространения слухов о его поэзии - по всей Руси великой. Замечательно, почему именно поэзия Пушкина, по его мнению, будет любима народом: за свободолюбие (Пушкин обладал внутренней свободой творца и человека, за это и боролся всю жизнь, за это и на дуэль вышел, за это и погиб) ; за то, что поэт милость к падшим призывал - то есть Пушкин во всех людях умел найти искру человечности (даже Годунова иногда посещает совесть, что ему, правда, не нравится; даже Сальери, видя, как Моцарт пьёт яд, вскрикивает: "Постой! Постой, постой!... "). Главная заслуга Пушкина как поэта в том, что "чувства добрые" он лирой пробуждал. Чувства добрые есть в душе каждого человека, и поэзия их пробуждает. Это самая замечательная роль поэзии. Поэт для Пушкина - избранник бога. "Веленью Божию, о муза, будь послушна! " Перекличка с требованием к поэту-пророку: "Бога глас ко мне воззвал... "
С божественной темой перекликается и эпитет памятника - "нерукотворный" (есть легенда об Образе Спаса Нерукотворного", и икона такая есть. Якобы, поднявшись на Голгофу, Христос обтёр лицо куском ткани, на котором и запечатлелся его Образ, запечатлелся потом и кровью, а у нас есть такое выражение - "потом и кровью", то есть тяжким трудом. В отношении поэтического творчества такое выражение очень даже подходящее) .
В заключение звучат мысли о том, что поэту не стоит ориентироваться в оценке своих творений на сиюминутные субъективные возгласы.