Настя Малыгина
Настя Малыгина

каковы особенности развития русской культуры в 14 -16 веках

ИВ
Игорь Воротников

Культура Московской Руси.
Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли» , «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.
Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль.
Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.
В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.
Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .

Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные.
Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства.
Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение» .

Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.

Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).

Gusserus
Gusserus

С начала 14 в. наметился новый подъем КУЛЬТУРЫ в русских землях, который продолжался в течение 14-15 в.

Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища,
в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют
о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.
В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.

Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже").
В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести:
"О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) .
Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение.
Возобновляется активное каменное строительство.
При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный
Кремль при помощи итальянских мастеров.
В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.

Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод -
"Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .

К 1480 г. относится создание Московского летописного свода.
В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития.
В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в.
работал выдающийся художник Феофан Грек.
Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев.
Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом
монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".

Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья.
Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.

Литература 16 в. отличалась публицистичностью.
Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов.
Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти.
С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание.
Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров.
Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.

Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА.
В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и
крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового
стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.

Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело.

ОЕ
Ольга Емелькина

Про особенности русской культуры XIV-XVI веков. Строительство различных храмов. Также развитие грамотности и письменности ( в Новгороде нашли берестяные грамоты 14в.) Появление живописи (иконопись) на с-в Руси (14-15века). Феофан Грек, Андрей Рублев. После Ордынского ига Иван 3 решает отстроить соборы и Кремль. Аристотель Фиоравенти (итальянский архитектор) строит Успенский собор, Алевиз Новый строит Архангельский собор, а псковские мастера Благовещенский собор. Также в 15в. на территории Кремля строят Грановитую палату, и как раз в 15 веке образовывается ансамбль соборной площади. Строят более мощную крепость снаружи старой. Продолжает развиваться каменное зодчество. В 16 возникает шатровый стиль храмов. При Борисе Годунове строят стену Белого города и Земляной вал. Архитектор Федор Конь (стена и башни Белого города, мощная стена в Смоленске).

Оля
Оля

Про особенности русской культуры XIV-XVI веков. Строительство различных храмов. Также развитие грамотности и письменности ( в Новгороде нашли берестяные грамоты 14в.) Появление живописи (иконопись) на с-в Руси (14-15века). Феофан Грек, Андрей Рублев. После Ордынского ига Иван 3 решает отстроить соборы и Кремль. Аристотель Фиоравенти (итальянский архитектор) строит Успенский собор, Алевиз Новый строит Архангельский собор, а псковские мастера Благовещенский собор. Также в 15в. на территории Кремля строят Грановитую палату, и как раз в 15 веке образовывается ансамбль соборной площади. Строят более мощную крепость снаружи старой. Продолжает развиваться каменное зодчество. В 16 возникает шатровый стиль храмов. При Борисе Годунове строят стену Белого города и Земляной вал. Архитектор Федор Конь (стена и башни Белого города, мощная стена в Смоленске).

Похожие вопросы
Подскажите какой нибудь собор или церковь 14-16 века по которому можно сделать презентацию?
основные достижения в русской культуре в 16-18 веках
условное развитие культуры в 17 веке????
как ты считаешь русская культура в 16 веке развивалась так же как и европейская, или нет
В чем, по-твоему, заключается особенность Русской культуры XVIII века»?
Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине 19 века?
Развитие русской культуры в 12-13 веках Скульптура? Это по истории домашнее задание не могу справиться помогите!!!
14-16 века. назовите общественных деятелей культуры россии 14-16 веков
Каковы особенности стиля барокко в русской культуре? мне нужно знать прямо сейчас
какова на ваш взгляд основные особенности развития белорусской культуры