Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.
/И. Кант/
Кто сможет понять это выражение, тот охренеет в самом изысканном смысле слова.
Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. математика, естествознание и метафизика. Познание имеет два источника: эмпирический и априорный. Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т. е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождают неразрешимые противоречия, и вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Поскольку пример математики, естествознания и метафизики демонстрирует наличие априорных синтетических суждений, то дальше проблема конкретизируется в вопросе: как вообще возможно, как осуществляется априорное синтетическое познание? Ответ на этот вопрос начинается констатацией: “…Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся”. Иначе говоря, чувственность поставляет данные, а через активность рассудка возникают понятия, следовательно рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей.
формы познания не Кантом созданы
они существуют сами по себе
так же, как не Ом создал сопротивление в сети...
Поиск высшей правды и справедливости, при этом потребности могут отойти на задний план.
Развивает методику расширения возможностей сознания..