Se
Serega

Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов)

в билетах по литературе есть такой вопрос: Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов)
вот ответ

про ломоносова я увидела, а куда делся державин? помогите дополнить ответ

ЮБ
Юля Бойко

В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место. Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической лето­писью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду «Фелица» (полное название — «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице») , он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей. Ода — один из жанров лирической поэзии, широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием «классицизм» . Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит «образцовый» . В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари. В соответствии с требованиями классицизма выдающийся русский ученый и поэт Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей» , разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновид­ность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достиже­ний человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних обществен­ных ступенях. Ярким примером торжественной оды в поэзии Ломоносо­ва может служить «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» . Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить соб­ственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства. Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существен­ные художественные особенности, отличающие ее от класси­ческой ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем «божествен­ном» качестве — как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт. Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям. Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину «богоподобной ца­ревной» , поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи­тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выра­жений из повседневной речи. Уже само название оды носит шутливый оттенок. Исполь­зуя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворе­нии возникают элементы дружеского послания. Екатерина, как известно, занималась сочинительством. Одним из ее лите­ратурных опытов стала «Сказка о царевиче Хлоре» , которую она написала для своего внука — будущего императора Алексан­дра Первого. Имя героини оды «Фелица» , что в переводе озна­чает «счастливая» , также заимствовано поэтом из этой сказки. Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Дер­жавин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух рав­ноправных служителей муз. Из того же игрового ряда и имено­вание себя и сановников Фелицы мурзами. Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя Багрима, слу­жившего великому московскому князю Василию Темному.

Похожие вопросы
г. р. державин самая точная биография. р. державин самая точная биография
что позволяет говорить о пренадлежности поэзии ломоносова к классицизму
литература, 7 класс. Чем похожи судьбы М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?
Черты классицизма в поэзии Г. Р. Державина
Творчество Г. Р. Державина. Расскажите о ТворчествеГ. Р. Державина
тема поэта и поэзии в творчестве маяковского
почему Г. Р. Державина можно назвать родоначальником русский литературы? назовите основные темы и мотивы поэзии Державина
к какому эстетическому направлению относится творчество Г. Р, Державина
Поэты о поэтах, поэзии?
В чем Г. Р. Державин видит свое достижение как поэта?