Декамерон (см. описание)
Есть ли среди ста новелл Декамерона те, сюжет которых не был заимствован откуда-либо, а выдуман Боккаччо "с чистого листа"? Если да, то приведите, пожалуйста, примеры...
Есть ли среди ста новелл Декамерона те, сюжет которых не был заимствован откуда-либо, а выдуман Боккаччо "с чистого листа"? Если да, то приведите, пожалуйста, примеры...
В своей книге Боккаччо связал воедино традиции французской куртуазной литературы и тосканской народной прозы и фольклора, благодаря чему сделал шаг к развитию итальянской прозы.
Как отмечают Брокгауз и Эфрон в своей статье о Боккаччо, материал для своих новелл автор черпал в общечеловеческом фонде повестей и сказаний, начало которого приводит исследователя вглубь Азии, включая древнейший сборник сказок «Панчатантра» и знаменитый «Тысяча и одна ночь» . Этим объясняется, что некоторые его новеллы напоминают мотивы русских сказок: так, русские сказки типа «Семилетка» очень часто повторяют остов знаменитой новеллы о верной жене Гризельде (Х день, 10-я новелла) .
Те новеллы, в которых персонажами стали известные люди, к примеру, художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти, законовед Форезе де Раббата и др. можно с уверенностью сказать, написаны, несомненно, на фактическом материале и их сюжеты НЕ были ниоткуда заимствованы.. .
Если говорить о фабуле "Декамерона", то все покажется достаточно простым, даже примитивным. Семь девушек и трое юношей, укрывшись в загородном поместье от чумы, пируя и занимаясь любовью, ежедневно рассказывают каждый по одной истории на заданную тему. Эти рассказы лишь отчасти придуманы Боккаччо, а в основном заимствованы им из более ранней литературы, однако обработаны по-своему все без исключения и часто до неузнаваемости. Многие ученые видят в "Декамероне" такую же грандиозную идейно-эстетическую "сумму" средневековья, какой для XIV в. стала "Божественная комедия" Данте.
Но, как уже было сказано, старые (средневековые) истории пересказаны автором по-своему, часто совершенно переосмыслены. В "Декамероне" художественно последовательно проведено новое единство произведения, основанное на качественно новой - по сравнению с Данте - системе нравственно-эстетических оценок реальности. Эта система не столько сближает Боккаччо с Данте и Петраркой, сколько предвосхищает "Дон Кихота" Сервантеса, ибо обрамление новелл, о котором уже упоминалось, скрепляет рассказы не извне, а изнутри.
Первый слой этой "рамы" образует авторское Я. Индивидуализм как новый принцип в мышлении и творчестве сразу же выдвигается на первый план. "Декамерон" начинается вступлением, где Боккаччо рассказывает о своей любви, и заканчивается авторским послесловием. Более того, в начале Четвертого дня Боккаччо вторгается в повествование и, отодвигая в сторону веселую компанию, рассказывает от собственного имени сто первую новеллу "О гусынях", где, споря с критиками, развивает теорию новой прозы.