В драме услышать собственно авторский голос вообще невозможно. Авторская позиция выявляется в самих образах героев. А образы эти не вписываются в традиционные рамки "паразитирующего дворянства", "хищнической буржуазии" или "прогрессивных молодых сил".
Во многом оно определяется отношением писателя к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое он выразил в образах, соответственно, Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но автор видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо.
На смену неприспособленному дворянству, изображённому в пьесе, приходит Лопахин - умный, энергичный делец новой формации. Лопахин - купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы- всё это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живёт дворянская группа.
Сад для него-это символ крепостничества.
Лопахину кажется, что уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее.
Будущее-это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь.
Сад, же, для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца-это тяга к будущему.
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.