*****
Вопрос, конечно, не простой. Тем не менее литературная победа этих
рассказов очевидна. Все дело в условиях игры, которые перед нами ставит
художник. В том световом луче, которым Бабель высветил дореволюционную жизнь
Одессы, у нас нет выбора: или Беня Крик -- или городовой, или богач
Тартаковский -- или Беня Крик. Тут, мне кажется, тот же принцип, что и в
народных песнях, воспевающих разбойников: идеализация орудия возмездия за
несправедливость жизни.
В этих рассказах столько юмора, столько тонких и точных наблюдений, что
профессия главного героя отступает на второй план, нас подхватывает мощный
поток освобождения человека от уродливых комплексов страха, затхлых
привычек, убогой и лживой добропорядочности.
Я думаю, что Бабель понимал искусство как праздник жизни, а мудрая
печаль, время от времени приоткрывающаяся на этом празднике, не только не
портит его, но и придает ему духовную подлинность. Печаль есть неизменный
спутник познания жизни. Честно познавший печаль достоин честной радости.
*****