Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» был создан в 1876 году, за год до начала работы над оперой "Евгений Онегин". В этом произведении появились на свет реформистские устремления композитора. По мотивам сказки о девушке, которая превратилась в лебедя, Чайковский создал музыкальную историю о любви и верности, о красоте человеческих чувств и борьбу против зла и насилия. До Чайковского музыка в балете обладала лишь вторичной значимостью, будучи зависимой от хореографии. Тем не менее, с появлением его балетов, этот жанр заслужил закономерное место среди оперных и симфонических произведений. Эта музыка является руководящим принципом, воплощая единство всего содержимого танца. Драматические правила оперных и симфонических произведений были переведены в балет Чайковского и способствовали его быстрому расцвету. Композитор не отрекается от обычаев и правил балета. Здесь мы видим «классические» и «характерные» танца, пантомимы и дивертисменты. Но Чайковский вселяет во все это новый смысл и значение, и полностью подчиняет задачам музыкального раскрытия содержания.
* Источники Балетов ЧайковскогоБалетную музыку Чайковского формировало влияние различных художественных событий, казалось бы, далеких друг от друга. Происхождение балета Чайковского берет начало не столько в истории балета, как в развитии танцевальных элементов оперы, в постепенном увеличении роли танцевальной драматургии целиком. Робкие попытки симфонизации танецев появился в театре в середине девятнадцатого века. Первый успех проявился в работе французского балета Делиба и Адана. Высоким темпам роста русского балета предшествовала короткая, но интенсивная и сложная процедура развития хореографического искусства в России. Профессионализм в истории русского балета начинается во второй половине восемнадцатого века и в начале девятнадцатого века, переживает времена огромного роста. Тем не менее, в 1830 году, драмы и сильные проявления страсти исчезают из балета. Успех балета теперь определяет роскошная обстановка в сочетании с ослепительным мастерством и непревзойденным талантом исполнителей. В середине девятнадцатого века и в период, непосредственно предшествующий созданию "Лебединого озера" сложным образом прокладывается путь для реформы Чайковского. Известные художники и профессионалы того времени, относились к балету как к творчеству «низшего» сорта. Музыка Пуни и Минкуса, будучи монополией в области балета, вызвала враждебность и насмешки, ни один из великих композиторов и не пытался попробовать себя в сфере музыки для балета. Таково было состояние русского театра балета незадолго до того как Чайковский начал работу над своим первым балетом «Лебединое озеро».