Исследование литературного процесса предполагает постановку и решение многих сложных, комплексных проблем, главной из которых является выяснение закономерностей перехода одних поэтических идей и форм в другие, старых в новые, влекущего смену стилей, литературных направлений, течений, методов, школ и пр. Идею изучения русского литературного процесса в переходах одного образа-типа в другой выдвигал в 60-х годах XIX в. А. И. Герцен, подчеркивая непреходящую человеческую, нравственно-эстетическую ценность всех художественных образов, участвовавших в развитии:
«...Онегины и Печорины прошли,
Рудины и Бельтовы проходят,
Базаровы пройдут.. .
...Все возникнувшие типы пройдут, и все с той неутрачиваемостью однажды возбужденных сил, какую мы научились узнавать в физическом мире, останутся и взойдут, воплощаясь будущее движение России и в будущее устройство ее» . Учителю, следовательно, надо ответить, «почему именно эти формы развития вызывались нашей жизнью.. . и почему они так переходили одна в другую» (А. И. Герцен) . Грандиозную программу научения мирового литературного процесса в переходах эпохальных образов наметил и М. Горький, акцентируя и переходы по нисходящей линии («от Прометея до хулигана») . Что изменяется в содержательной форме литературы, отражающей жизненный сдвиг, новую историческую ситуацию?
Писатели включаются в литературный процесс новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и мира. Полемизируя от своего времени с предшественниками, как ближайшими, так и отдаленными участниками литературного процесса отечественной и зарубежных литератур («Я всю литературу вызываю на процесс». — Ф. Достоевский, и он же о Л. Толстом: «Весь борьба») , писатель тем самым включает в свое произведение, по сути, весь опыт, накопленный в художественном развитии человечества. Можно сказать, что литературный процесс есть борьба художественных идей и форм, новых со старыми, несущая в себе память о старых, превзойденных. Каждое литературное направление (течение) выдвигает своих вождей и теоретиков, заявляющих о новых творческих принципах и опровергающих старые как исчерпанные литературным развитием.
Так, в XVII веке во Франции были провозглашены принципы классицизма, установлены строгие правила «поэтического искусства» в противовес своеволию поэтов и драматургов барокко. Но в начале XIX века романтики резко выступили против всяческих норм и правил классицизма, заявив, что правила — это костыли и гений в них не нуждается. Они сделали своим безраздельным предметом изучение «души человеческой» , таинства духа «избранника» — автора в его метаниях между небом и землей и т. д. Вскоре реалисты отвергли своеволие (субъективизм) романтиков, выдвинув требование объективного, правдивого изображения жизни.
Но и внутри одной школы (направления, течения) происходит смена этапов. «Так, например, в русском классицизме роль зачинателя играл Кантемир, творчество которого закончилось в самом начале 40-х годов XVIII века. В творчестве М. Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского классицизм получает наиболее полное и широкое развитие в конце первой и в начале второй половины века, и, наконец, в творчестве Г. Державина, переходящем уже в начало XIX века, классицизм получает свое завершение и перестает существовать как определенное литературное течение» . «Смена этапов классицизма определялась сближением литературы с реальностью» (Л. И. Тимофеев) .
Сложную картину являет собой эволюция критического реализма в русской литературе XIX века. Начиная с романтизма, а затем в критическом реализме XIX в. (и на следующих его этапах) прокладывает себе дорогу историзм литературы, т. е. все полнее осознаваемая писателем и его героем идея революционного развития человека и народа (человечества) , необходимости очеловечения мира. В литературе происходит ускоренное сближение литературы с жизнью, сознания автора ..
озаряет - и струячишь