Живописный импрессионизмОтказ импрессионистов от сюжета - и мифологического, и исторического, и отчасти жанрового (но только отчасти; так, многие произведения Ренуара, Дега и в особенности не столь известных Кайботта, Кэссет, Форена и других можно отнести к бытовому жанру) - был результатом их понимания задач живописи, которые они специально теоретически не формулировали и которые сегодня кажутся такими ясными: ну что, скажите, может быть непонятно в пейзаже Моне или картине Писсарро? !
Эти художники сделали упор на визуальном познании окружающей действительности. Напомним, что их первая выставка проходила в ателье знаменитого фотографа Надара. Они были современниками рождения и подъема искусства фотографии. Когда они уже стали признанными художниками, явилось открытие братьев Люмьер - кинематограф. Их внукам уже довелось жить, как и нам с вами, во времена всеобщего распространения телевидения.
Живописный импрессионизм знаменовал важнейший поворот в истории культуры: ключевым средством информации о мире становилась фиксация визуально воспринимаемой оболочки события.
Много тысячелетий до того человечество хранило память и информацию о героях, войнах, стихийных бедствиях в образах мифов, легенд, преданий. Главное состояло в том, что мифы, легенды, нормы этикета, картины и статуи, воплощавшие знания об окружающей действительности, сами эту действительность и конструировали. Культура, созданная человечеством, видела в окружающем мире только то, что было осмыслено и согласовано по сложившимся законам мышления. Смысловая интерпретация была важнее зрительных впечатлений, которые стали знаменем импрессионистов. Эти художники, передавая образы мира как мгновенные кадры изменчивой реальности, уклонялись от каких-либо правил интерпретации, предоставляя понимание и расшифровку запечатленного самому зрителю.
Конечно, отказавшись от старых сюжетов и канонов живописи, импрессионисты не отказались вообще от языка культуры. Сама форма их искусства - живопись маслом по холсту - уже являлась результатом развития длительной традиции живописного метода. Их «мотивы» , лишенные литературных сюжетов, тем не менее были погружены в смысловую канву позитивных ценностей, веками вырабатывавшихся европейским сознанием. Их любовь к свету, солнцу, чистым краскам, женской красоте - все это было тонким языком символов, означавших преклонение перед естественностью земного бытия, жизнеутверждающее единство человека с тем, что его окружает. Последнее входит в поле восприятия легко и органично, между ним и обращенным к нему человеком ничто не стоит.
Непосредственность импрессионистов, их впечатления - понятия условные. Провозглашая принцип - писать пейзажи с начала и до конца на натуре, они тем не менее пользовались в качестве подсобного материала фотографиями. Выбирая «случайные» точки зрения, художники тщательно продумывали композицию, демонстрирующую эту намеренную случайность. Воспроизводя изменчивый образ мгновенного впечатления, они днями ожидали подходящей погоды, а потом заканчивали картину в мастерской. Обретенный опыт работы на пленэре, постоянное изучение окружающей современной жизни были залогом того, что импрессионисты легко и непринужденно воссоздавали иллюзию зрительного впечатления, зафиксированного красками в картине.
Требуя воспринимать свои картины исключительно зрительно, без всякой опоры на сюжет, на культурную интерпретацию, импрессионисты обращались, казалось бы, к физиологическому органу - глазу, но в действительности они апеллировали ко всему культурному богатству европейской художественной традиции, ибо только на фоне знаний о ней могло быть понято и оценено их новаторство и утонченное, изысканное мастерство. Сами они были прекрасными знатоками музеев, и те, кто первыми по достоинству оценил их вклад в искусство, также были образованными и утонченными ценителями прекрасного.
Эмоциональная плоскость в живописи!
эта в живописи стиль такой