Термины «Контрреформация» или «католическая реакция» , широко
используемые в литературе, являются спорными. В современной исторической
науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению
престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или
католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была
очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех
недостатков, в которых ее упрекали современники. Это не были коренные
изменения, наоборот, на Тридентском соборе
были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов,
обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого
института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из
главных идей в это время было преображение веры и духовенства,
стремление соответствовать духу времени. Новые условия породили и новые
идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей
работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая
реформа» писал: «Само слово „реакции“ подчеркивает противодействие
против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма
глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и
XVII вв.. ,которое в нем совершалось наряду с борьбою против протестантизма»[2].