Пушкин в петровской эпохе отмечает и подлинное просвещение, отличавшее самого Петра и некоторых деятелей его времени, и то «полупросвещение» , которым Пушкин будет характеризовать большинство дворянского общества 18 и начала 19 века. Пушкин отмечает возникновение петровской интеллигенции, одним из представителей которой и был царский арап Ибрагим.
Он - один из сподвижников Петра, дворянин, сознающий свою ответственность перед государством. Чувство долга, а не страх перед царем и не карьеристские соображения вернули его из блестящей, но легкомысленной и клонившейся к упадку Франции. Во имя долга, во имя чести быть помощником великого человека Ибрагим жертвует весельем и наслаждениями, меняет утонченную жизнь на суровую обстановку и труд. Он даже решается покинуть любимую женщину, ставя долг свой выше личного чувства.
Пушкин рисует Ибрагима как незаурядного по уму и образованного человека. Петр высоко ценил своего крестника. Характерно, что ни одной черты холопской придворной психологии нельзя найти в Ибрагиме. Ибрагим - не льстец-фаворит, а занимает свое положение по личным заслугам, он почтителен к Петру и в то же время полон достоинства и независимости.
Все эти черты Ибрагима импонировали Пушкину. В историческом смысле Ибрагим - «птенец гнезда Петрова» , представитель новой петровской интеллигенции.
Ибрагиму противопоставлен Корсаков - пустой и легкомысленный щеголь, не думающий ни о долге перед родиной, ни о ПетреI, ни о государстве. Корсаков не глуп, но у него нет подлинной образованности; он стремится только к развлечениям, восхищается Парижем и пренебрежительно удивляется простому образу жизни царя.
Духовному облику Ибрагима и Корсакова соответствуют и их моральные и психологические качества.
Ибрагим любит дорогую ему женщину страстно и серьезно, как он относится ко всему. Корсаков же смотрит на любовь со свойственным ему легкомыслием. Философия Корсакова - это сибаритская, гедонистическая философия, пышно расцветшая в дальнейшем среди русского дворянства 18 века.