Говоря о технических аспектах рисования карандашом, мы не должны забывать о бумаге, поскольку от нее в большой степени зависит результат. На шероховатой бумаге полученный тон будет гораздо темнее, чем на гладкой. Некоторые поверхности прекрасно подходят для рисунка карандашом, а возможности других ограничены.
Если вам удастся найти матовую мелованную бумагу, то у вас в руках будет идеальная поверхность для рисования, лучше которой еще не придумали. Гипсовое покрытие позволяет соскребать ненужное при помощи острого ножа или бритвенного лезвия.
Такая бумага значительно расширяет технические возможности. На темном фоне листвы можно выделить белые ветви; в любую тональную массу можно в нужных местах ввести белые элементы; таким образом могут быть удалены небольшие поверхности.
При работе с бумагой с гипсовым покрытием нельзя пользоваться ластиком.
Однако прекрасно годятся для рисования и другие типы бумаги. Один из них называется «Aquahee Satin Finish» и производится фирмой Bee Paper Company. Я частенько пользовался и бумагой «Alexis» производства фирмы Strathmore Paper Company, и сколько я себя помню, ее всегда можно было найти в любом специализированном магазине.
Если в вашем городе нет большого магазина художественных товаров, то, пожалуй, стоит съездить в ближайший, чтобы купить несколько видов подходящей бумаги.
Набор бумаги для рисования весьма важен для тех, кто решил заняться этим видом творчества всерьез.
Непременно нужно принять во внимание погоду как один из факторов успеха или неудачи. В сырой, туманный или дождливый день бумага ведет себя очень плохо. Она впитывает влагу и становится менее восприимчивой. Поэтому в сырую погоду необходимо воспользоваться более мягким карандашом, чтобы достичь результата, который в сухую погоду получался при работе карандашом с более твердым грифелем.
Конечно, бумагу перед использованием можно просто подсушить в духовке, Любая шкала перехода тона основана на рисунке на сухой бумаге, а в сырую погоду она соответствует действительности лишь приблизительно.