Записан в пушкиногорском районе и такой вариант предания:
Петр I для каждого города промысел определял. Ленивые псковичи, не хотевшие тяжелой работы, ответили: «Скобы, государь, только и умеем делать хорошо» . «Ну так будьте же скобарями» - сказал Петр. Ясно, что вот так, с презрением, сами псковичи себя называть не могли.
Так или иначе, словом «скобарь» называют псковичей, жителей Пскова и Псковской земли.
Мы пско´вские – говорят сейчас псковичи. Наши предки делали ударение на окончании – мы псковски´е, скопские, скобские.
В. К. Андреев в статье «Откуда пошли скобари» прослеживает всю цепочку изменений: пскапской, скапской. Появление варианта «скапской» стало решающим при образовании слова «скобарь» , считает он. Все варианты преобразования слова отмечены в говорах, в живой речи. В. К. Андреев приводит интересную цитату из повести О. Берггольц «Поход за Невскую заставу» : «Дуня была «скобская» , поэтому вместо «ч» она произносила «ц» и наоборот. Деревня Гужово, родина ее была в Скобской губернии. »
Слова «скобарь» нет ни в словаре древнерусского языка, ни в старославянском словаре. А вот «скопской» и даже «скобской» в древних документах встречаются. Академик Г. Я. Макеев приводит фрагмент из псковской летописи: Прииде местер со всею силою немецкою и с Литвою… и ходячее по скопской волости неделю. И он считает что название «скобарь» произошло от «скопского» жителя, а в XVIII веке, когда псковичи снабжали Петербург скобяными изделиями, они стали «скобарями» . Вот только очень обидно, что у современного значения слова он определяет только два смысловых оттенка: либо как презрительно-ругательное, либо как кондово-горделивое (человек, гребущий под себя все и отовсюду и не ведающий, что творит) . Чем же Псков, прославивший знаменитого академика, и псковичи ему так насолили?
В журнале «Уральский следопыт» обнаруживается потрясающий факт. В Сивинском районе Пермской области и Частинском районе Курганской области бытуют названия «скобари» и «скопари» . Источник один – жители этих мест были переселенцами из Псковской губернии.
А еще любили наши предки плясать, «ломать скобаря» под гармошку и частушки со своей, особенной, мелодией. Часто танцы заканчивались состязаниями - кулачными боями, «стенка на стенку».