Выбор зависит от личного предпочтения. Вот я бы выбрала то, что не избито, что хватит надолго исследовать, например Хорхе Луиса Борхеса (1899-1986) Творчество его анализировать трудно, но интересно. Его вещи как головоломки, логические посылы можно очень нестандартно подать. Тем более, что база исследования широкая, у него много жанров, поэзия, проза, став знаменитым аргентинским писателем, Борхес виртуозно владеет словом и занимает почетное место в мировой литературе.
Метафоры у Борхеса - не строки, не образы, а целые произведения! Именно проникая в тайны его творчества, мы можем разгадать "загадку" личности, уловить изменение литературного стиля (авангардизм, ультраизм и т. д. ) Научность такой работы гарантирована, актуальность тоже, его не мусолят, потому как интеллектуальный потенциал высок.
Начать лучше с рассказов. "Сад расходящихся тропок", читаешь как детективную историю, но метафорический пласт явно ощутим, ведь символ сада, такого идеального устройства упорядоченности, но в то же время загадки, как будто воплощается и оживает. Сад- лабиринт - изменчивая, капризная, непредсказуемая судьба; сходясь и расходясь, ее тропы ведут людей к нежданным встречам и случайной смерти. Рассказ "Вещие зеркала" перекликается с многими произведениями, сама эта тема зеркал, отражения, двойственности натуры, встреча с самим собой - О-о-о, это такая кладезь для рассуждений, тем более у Борхеса! Любая его миниатюра или небольшой рассказ дает долгую пищу для размышлений.
Вот рассказ "Дом Астерия", такая история Минотавра изнутри. Практически каждый его рассказ-это загадка, шахматная партия, логический парадокс. Рассказ "Фунес, чудо памяти" - история, в которой Борхес знакомит с Иренео Фунесом, ему 19 лет, после падения с лошади вдруг обрёл способность к сверхпамяти. И. Борхес противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения, тут возникает вопрос. : лучше быть такой копилкой информации, но не уметь ею пользоваться с пользой либо знать немного, но уметь мыслить (обобщать, абстрагировать, забывать о различиях) ? Что выбираем: много иметь или много уметь?
Интересен рассказ "Everything and nothing" т. е. всё и ничто, где сюжет об актёре, что всю жизнь играл и жил чужими жизнями - ролями, как бы не имея собственной. Тогда он предстал пред Господом и воскликнул: "Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним -собой. " И глас Творца ответил ему из бури: "Я тоже не я; я выдумал этот мир, как и ты свои созданья, Шекспир мой, и один из призраков моего сна - ты, подобный мне, который суть всё и никто. "
В рассказе "Три версии предательства Иуды" Борхес выдвигает крамольную, но парадоксальную мысль-Иуда и есть Спаситель, т. к. он мало того, что принял смерть, но и остался проклятым навечто-тем самым взяв на себя грехи человечества.
Загадочен мир рассказа о "Вавилонской библиотеке",где полно книг, которые никто не может прочесть и не знает откуда они. Также стихи Борхеса поражают глубиной философии.
НЕВЕДОМОЕ
Луна не знает, что она луна,
И светится, не ведая об этом.
Песок песку непостижим. Предметам
Не осознать, что форма им дана.
Не сходен мрамор выщербленной гранью
Ни с отвлеченной пешкой, ни с рукой,
Ее точившей. Вдруг и путь людской,
Ведущий нас от радости к страданью, --
Орудие Другого? Он незрим.
Здесь не помогут домыслы о Боге,
И тщетны колебания, тревоги
И плоские мольбы, что мы творим.
Чей лук стрелой, летящею поныне,
Послал меня к неведомой вершине?