Сценарий этого фильма назывался просто «Авария» , что было справедливо, потому что он рассказывал о трагедии, с которой начинает свое вступление во взрослую жизнь старшеклассница Валерия Николаева по прозвищу «Авария» .
Главная героиня - Валерия Николаева (для друзей - Валера, для корешей - "Авария") - дочь мента. Но в отличие от общепринятых понятий о "правильных" отпрысков милиционеров она - хулиганка, панк-рокерша, хамка – в общем "не очень послушный ребенок". Отец вечно находит ее в собственном участке в качестве "задержанной". В доме она всегда выступает зачинщицей скандалов. А в школе она вообще - кошмар любого учителя.
И вот однажды "Авария" сбегает из дому (причем явно) . Она бродит по городу в поисках приключений, которые не заставили себя ждать.. .
В конце-концов ей не на кого осталось рассчитывать, кроме как на своего отца (который до поры-до времени был ее личным врагом номер один) .
Стоит ли говорить, в каком состоянии было советское кино времен перестройки? Думаю, что нет. Но "Авария" - дочь мента - это своеобразный проблеск солнца средь мрачных туч, свет в конце туннеля, сокровище средь мусора.. . я могу еще много "поэтики" приставить, но давайте лучше конкретно расскажу, чем данная картина мне приглянулась.
Во-первых, этот фильм идеально показывает ТУ ЭПОХУ, в которой создавался. 1989-й охватывает самый "горячий" период перестройки и в "Аварии" это великолепно отражено. На фоне тотального безумия, да полного "морального запуска" (который сохранился до сих пор, но к нему прибавился пофигизм) и разворачивается вся эта история. Панки, "торговцы телами" байкеры и еще куча "колоритных" персонажей, которых и сейчас встретишь на каждом углу.
Одна из тем, раскрываемых в данном фильме - "война поколений" (между прочим, вечная тема) . "Авария" - собирательный образ "бунтарской" молодежи, ищущей новые ощущения и новые приключения и считающей себя правой во всем. Ее же родители - образец консервативных "стариков" (тогда их звали "черепами"), нетерпящих новшеств и "сюрпризов". Помимо них в фильме мелькает третий - интеллигент, разделяющий взгляды молодых и опасения старых.
Во-вторых, технически фильм исполнен великолепно. Помимо величайшей актерской игры (свойственной почти всем советским киношкам) , отличная операторская работа, великолепный саундтрек, непревзойденная работа каскадеров и даже - вот не ожидал - прекрасная работа спец. гримеров. Вскрытию вен можно смело ставить "пять-с-плюсом": даже я, достаточно крепкий зритель, внатуре чуть не поверил - такая медицинская точность, такая реалистичность и даже кровь верного цвета.