Cюжет в 3-х предложениях:
Специализирующийся на экспериментах по пересадке органов животных людям для их омоложения профессор Преображенский, расширяя поле экспериментов, пересадил человеческое сердце дворняге. Вскоре после операции собака превратилась в некое подобие человека, ограниченного и агрессивного пролетария-пьянчужку, которому выправили документы на имя Шарикова. Столкнувшись с безобразными деяниями нового существа и поняв, что перевоспитать и обучить его невозможно, профессор решил отказаться от славы первооткрывателя и провел обратную операцию, пересадив Шарикову собачье сердце: через пару недель тот стал милым и послушным псом
Смысл "собачьего сердца" современен настолько, что в два предлолжения не уместится. Булгаков не мог мириться со своим временем и большевитским режимом, хотя никак не мог противостоять этому. Поэтому Преображенский - символ духовности России, Борменталь - поколение . которое под вопросом - состоится - не состоится, а Шариков - это одна большая наша страна без будущего, без культуры, без идей, с несчастными детьми, отсутствием института семьи (сами додумаете почему). Шариковы везде, даже в душах самых, казалось бы порядочных и образованных людей (особенно кто родился после 80х), для большинства которых нет ничего святого и ценного.
Булгаков гениален в своем предчувствии! "Как такую сволочь в театр пускают?.."- это Шариков про про кошек. То есть, не являясь никем и ничем, он мнит себя хозяином жизни и в этом смысле идентичен Швондеру, суть которого аналогична шариковской: приспособиться, "колебаться вместе с линией", позволять себе то, что не могут позволить воспитанные и культурные люди. Булгаков поэтому и был изгнан из общества как литературного, так и человеческого, потому что обнажил еще не существующие проблему будущего, но предчувствовавшиеся кем-то гениально-злым, но талантливым модератором человеческих судеб... (Сталиным и его окружением, например, допустим).
Сначала профессор переделал собаку в человека. Потом вернул как было.
Основных мыслей могу выделить две. Их сформулировал сам Булгаков устами профессора Преображенского. Разруха в головах, а не в стране, и нечего лесть в дела божьи [подставь кого угодно на свой вкус, например собственного соседа, Грузию и т.п.], если со своими управиться не можем