Олеся
Олеся

В чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?

Дмитрий
Дмитрий

Садово-парковое искусство французского классицизма XVII века подразумевало
особенно строгое подчинение своей символике. Таков, например, великолепный
Версаль с его лучевой системой построения, основанной на тематике солнца-
Аполлона и символи- зировавшей идею короля-Солнца Людовика XIV. Сады
эпохи романтизма обращены не столько к разуму и знаниям их посетителей,
сколько к их чувствам, их образы требуют не столько понимания, сколько
сочувствия; но и романтические сады имеют свои непременные символические
атрибуты, узнавание которых помогает скорейшему вхождению, "погружению"
в атмосферу этих садов. Пейзажный, "вольный" характер романтических садов
соответствует их основной идее - растворенности в общем, слияния с
естественной окружающей природой.

Садово-парковое искусство - это искусство синтеза, предполагающего органическое
соединение многих искусств. Сады немыслимы без произведений архитектуры и
скульптуры, без участия в их жизни театра и музыки. Живопись - также одна из
составляющих этого синтеза. Прежде: всего в прямом смысле: так, аллеи садов
барокко часто "замыкались" большими живописными панно- обманками,
изображающими прекрасные дали, перспективная точность которых граничила с
иллюзией. Кроме того, сам сад или парк трактовался как картина, для создания
которой садовнику- художнику надо было знать все особенности растений, населяющих
сад, и быть превосходным колористом, чтобы в любое время года его вечно живое и
меняющееся произведение являло собой радующее взоры "живописное полотно".
В России сады и парки европейского образца появились уже в XVII столетии.
В стиле голландского барокко были устроены те московские и подмосковные сады,
в тени "зеленых кабинетов" которых будущий реформатор России юный Петр I
постигал азы науки. "Петр на всю жизнь сохранил особое отношение к садам и,
пытаясь перестраивать русский быт, начал именно с садов и посылал за границу
людей учиться голландскому садовому искусству", - пишет Д. С. Лихачев в своем эссе
"Сад и культура России". Петром I в садах голландского барокко был воспринят
присущий им "учебный" характер, позволявший не только "читать" сад как книгу,
но и использовать садовые "аудитории" для занятий науками, знакомства с историей
и философией. Обучение в садах и парках с помощью "символов и эмблем" стало
особенностью быта петровского времени. "...Петр I в своих петербургских садах
стремился как можно интенсивнее населить их "значимыми" объектами, придать
садам учебный характер, но так как обучению при Петре подвергалось все население
России, то их наставительный характер должен был быть гораздо более универсальным.
Барокко из "школьного" XVII в. стало при Петре просветительским <...> Его Летний сад
был своего рода академией, в которой русские люди получали начатки европейского
образования" (Д. С. Лихачев) . В конце XVIII века И. Г. Георги в своих "Описаниях
столичного города Санкт-Петербурга" так рассказывал о Летнем саде: "Сей сад заведен
в старинном или голландском вкусе, имеет прямые аллеи, пересекаемые прямыми,
острыми и тупыми углами, также высокие липа и клен, коих промежутки составляют то
самородный, то насажденный лесок и кустарник. Иной четвероугольник заключает в
себе небольшой лабиринт, другой дорожки, обсаженные сибирским гороховником,
зеленицею, цветами". Сады голландского барокко, как и сады французского классицизма,
были регулярными садами, выстроенными по определенным канонам.

Похожие вопросы
Признаки классицизма в живописи и в музыке
Прелесть - красота! ! а вы бы купили?
можно ли назвать романтизм высшей точкой классицизма?
Где находится исток Серебряного озера?
используется ли сегодня стиль классицизм или во что он преобразовался?
сколько всего парков и садов в Великобритании?
сколько всего в Великобритании парков и садов?
В чем или ком прелесть настоящего Для вас прелесть это красота или соблазн?
В чем отличие стиля классицизма от стиля барокко?
а все мужчины так падки на женскую красоту и когда она демонстрирует свои прелести?