Вначале XIX века в русском обществе широко распространилась
галломания – подражание образу жизни и обычаям французов.
Н. М. Карамзин хотел противопоставить этому славное
историческое прошлое России, как патриот, пытается бороться
за национальную самобытность русской жизни и русской литературы.
Во вступлении к повести он говорит:
"Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими,
когда они в собственное платье свое наряжались,
ходили своею походкой, жили по своему обычаю, говорили…
как думали. По крайней мере, я люблю сии времена,
люблю на быстрых крылах воображения летать в их мрачность,
под сенью давно истлевших вязов искать бородатых моих
предков, беседовать с ними о приключениях древности,
о характере славного народа русского…
Всегда отдаю преимущества их подкапкам и шубейкам перед
нынешними и всеми галло-албионскими нарядами".
Во-вторых, в повести нарисована картина идеальной монархии,
где царь радел единственно о благополучии своих подданных,
был милостив и снисходителен, где привлекательная простота
нравов выгодно отличалась от распущенности и
развращенности екатерининского двора, а приближенный
государя был верным и полезным ему советчиком,
не пользовался своим положением для корыстного интриганства,
не разворовывал государственной казны, был покровителем,
и "заступником бедных соседей".
Карамзин тем самым доставлял читателю материал для сравнения идеализированного прошлого с мрачной современностью,
помогал ему увидеть глубоко порочную реакционность
екатерининского самодержавия.
бояре были только в россии