уроды и юродивые несколько разные понятие, -ЮРО́ДИВЫЕ (Христа ради юродивые) — особый тип святых, христ. подвижники (чаще на В.) , принявшие на себя один из самых тяж. подвигов — юродство, т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др. -рус. "оуродъ", "юродъ" — эквивалент греч. μωρός. Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3,18), проповедь Христа силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Один из самых известных Ю. — св. Андрей Константинопольский (10 в.) , чье видение — ист. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет юродства ради Христа — 16 в. (в 14 в. — 4 почитаемых рус. Ю. , в 15 в. — 11, в 16 в. — 14, в 17 в. — 7). Первый Ю. на Руси — киево-печерский инок Исаакий (11 в.) , но первый Ю. в полном смысле слова — Прокопий Устюжский (ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами: Николай Кочанов, Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве — Максим, Василий Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного; в Пскове — Николай Салос; в Ростове — Исидор. В 16 в. обличение царей и бояр — неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве было много Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых) . Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с суровой аскезой. а вы о ком?!