


К началу куртуазного XVIII века колокольчики в России стали привычным аксессуаром. Господа изощрялись в украшении быта посредством вызывных колокольчиков - то есть тех, в которые звонили, вызывая слуг. Рельефы на колокольчиках были подобающие: страшный суд, крестьяне склонились у ног рыцаря и т. п. Для крестьян колокольчик был в первую очередь боталом. Тибетцы и индийцы вешали ботало на своих слонов, арабы - на верблюдов, и все вместе, включая европейцев, на коров. Самые огромные боталы, размером с футбольный мяч, достались альпийским коровам.
Поверье о валдайском (ямщицким, поддужным) колокольчике.
Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.
Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.
Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики.
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
