Живопись, графика

Как фрески переносят в музеи? Вот эту, например?

Sasha Duhota
Sasha Duhota
98 385
Наиболее подробно метод снятия и монтировки фрагментов описан у Е. А. Домбровской. Это описание датируется 1939 г. и, следовательно, обобщает десятилетний опыт работ по снятию фрагментов, в частности опыт Ю. А. Олсуфьева и П. И. Юкина. Согласно описанию Е. А. Домбровской, сначала проводилось укрепление красочного слоя «клеевым составом», и на поверхность живописи наносилась профилактическая заклейка — слои тонкой папиросной бумаги, марли и ткани, серпянки на пшеничном клее. Затем хирургической пилой вокруг фрагмента прорезались борозды, и слой штукатурки отделялся от стены с помощью «эластичных длинных ножей» на фанерный подбитый войлоком щит. Левкасные гвозди либо перепиливались, либо отжимались. Снятый фрагмент укладывался тыльной стороной вверх, штукатурная основа выравнивалась, расчищалась, и фрагмент монтировался в деревянные рамы.

Существовали два способа монтировки. По первому способу на тыльную сторону фрагмента накладывалась деревянная рама с поперечными рейками, врезанными в раму в их средней части. Затем рама с фрагментом заливалась штукатурным раствором. В большинстве случаев это был гипс, однако в технологии, разработанной П. И. Юкиным, оборотная сторона заливалась известковым раствором с волокном, сходным по своему составу с древнерусской штукатуркой.

По второму способу фрагмент монтировался на паркетаж, представлявший собой медную сетку, покрытую изолирующим лаком, которая натягивалась на поперечные, в виде решетки, рейки рамы с внутренней стороны, и заливался штукатурным раствором (как и в первом способе, обычно гипсом; однако могли быть использованы и другие варианты растворов, с которыми в 1930-х гг. проводились эксперименты, в частности, по укреплению отставшей от основы штукатурки in situ: и известково-цементный, и цементно-пемзовый, и так называемая «казеиновая штукатурка», и «состав типа папье-маше»).

Следует заметить, что метод снятия и монтировки росписей, описанный Е. А. Домбровской, применялся и после Великой Отечественной войны. В частности, С. С. Чураковым именно таким образом были сняты в 1952—1953 гг. росписи церкви Благовещения в Юрьевце и церкви Воскресения в Пучеже.

Несколько иная технология была разработана при снятии ярославских стенописей. Этот же метод описан и Н. Я. Епанечниковым. Можно предположить, что он позволял с наименьшими повреждениями снять со стен фрагменты, сохранив при этом авторскую кривизну живописной поверхности.

Намеченный к снятию участок стенописи заклеивался «вощеной бумагой», калькой; после ее высыхания изготовлялся гипсовый слепок поверхности стены — так называемое «ложе», или «постель». Затем по краю клейма, на разгранках в стене, зубилами вырубали борозду шириной 10—12 см и 5 см глубиной. Из этой борозды вырубали кладку под штукатуркой, оставляя на ней слой кирпича. Когда такая вырубка становилась затруднительной, подрубленный кусок отделяли от стены и укладывали в «постель» в соответствующее место. При хорошем состоянии штукатурки, отсутствии в ней трещин удавалось отделять от стены куски до полуметра. Если же штукатурка растрескивалась, каждый кусок снимался отдельно.

После снятия оборотная сторона фрагмента очищалась от обломков кирпичей и заливалась гипсом, разведенным на рыбьем или осетровом клею. Для армирования в гипс вводили «лучины», «дрань», металлические прутья, «луженую или серебряную сечку». После этого фрагмент с помощью винтов и шурупов монтировался на деревянный щит.
**
**талшын** *****
90 369
Лучший ответ
Sasha Duhota Спасибо!
Тока вместе со стеной.
Павел Лисицин
Павел Лисицин
61 806