Молва приписывает Василию Блаженному, в честь которого назван собор, немало чудес:
он спас от погибели персидское судно с православными на борту; вылив на пиру в Москве вино в окно, потушил сильнейший пожар... в Новгороде, а также умел предсказывать будущее и выявлять ложь.
Он всегда ходил полураздетым, соблюдал строгий пост и терпел другие лишения. Он был единственным человеком, которого боялся сам Иван IV.
Жил при Иване Грозном в Москве ремесленник Василий, человек крупного сложения, и, по народным преданиям, говорил царю правду в глаза:
– Зачем казнишь людей по одному подозрению в измене? Не вели казнить – вели миловать.
Царь рад был бы избавиться от него, но боялся людской молвы: в народе Василий считался блаженным, то есть святым. Мало того, царь приглашал Василия к себе в царские палаты.
Однажды Иван Грозный на пиру подал ему кубок зелена вина и потребовал:
– Пей за здоровье своего государя!
Василий выплеснул вино в окошко.
Царь вторично налил ему – и вторично Василий выплеснул вино.
Разгневанный царь налил ему третицею. Третицею же Василий выплеснул вино. Царь поднял посох с острым наконечником, чтобы ударить неблагодарного гостя, на что Василий с насмешкой сказал:
– Не гневайся, Иванушко! Это я в Новгороде пожар заливаю.
Позднее царю сообщили, что действительно в Новгороде Великом был пожар, возмущение жестокостью московского царя. Религиозный царь посчитал ремесленника Василия чудотворцем и стал побаиваться его.
Потому что боялся смерти. Он царю предрек смерть, если не уйдет с Новгорода: уходи с Новгорода, не то умрешь как твоя лошадь. Тут вбегает слуга, и царю: великий царь государь, твоя лошадь пала.