ВВ
Владимир Вершинин

Что такое живопись Аджанты?

974
38
0
Ответы
Александр Туганов
Александр Туганов

На основании сохранившихся произведений живописи и данных письменных источников можно заключить, что живопись на Шри Ланка появилась не позднее, чем архитектура больших форм. Являясь декоративно-монументальным искусством в древности и в средневековье, живопись на Шри Ланка, как и в Индии, была тесно связана с архитектурой и художественными изделиями, которые она украшала.

«Махавамса» свидетельствует, что во времена царя Деванампиятиссы (III в. до н. э.) существовала практика росписей ваз. Очень рано стали расписывать пещеры и стены реликварных камер ступ. В небольшой пещере Карамбагалла (в 10 км от Амбалантоты, Южная провинция) частично уцелела живопись, датируемая II в. до н. э. На потолке пещеры сохранилась голова бодхисаттвы и бюст небесной девы-апсары, бросающей на него цветы. Это древнейший образец дошедшей до нас монументальной живописи на острове. В «Махавамсе» (XXVII. 18-20) рассказывается, как при царе Дуттхагамани монахи на куске ткани нарисовали красным мышьяком дворец, и царь приказал по этому рисунку построить знаменитую Лохапасаду. Судя по хронике (XXVII. 34), росписи касались сюжетов буддийских джатак.

В «Махавамсе» (XXX. 78-88) подробно рассказывается, как по приказу царя Дуттхагамани была расписана реликварная камера Руванселидагабы различными сценами из жизни Будды. Среди джатак специально упомянута «Вессантараджатака», содержание которой царь, согласно тексту, приказал изобразить полностью. «Махавамса» (32. 4-6) сообщает о росписи художниками ступ глазурью и красками золотистого и серебристого цветов.

К настоящему времени древние образцы живописи в Анурадхапуре фактически не сохранились. На вахалькадах у знаменитой Руванвелидагабы видны лишь контурные линии. Красками, очевидно, покрывались скульптурные детали.

Интересное сообщение содержится в «Висудхимагге» – сочинении Буддхагхоши, прибывшего из Индии и жившего в V в. н. э. в монастыре Анурадхапуры: группа монахов бродит от одной пещеры к другой и восторгается различными росписями на стенах пещер. Посетивший Шри Ланка около 400 г. паломник Фа-сянь приводит в своих дневниках интересное сообщение о том, что в некоторых местах Шри Ланка по обеим сторонам дороги встречались живописные изображения предыдущих воплощений Будды (на темы джатак) и что исполнены они были великолепными и разнообразными красками. Росписи наносились также и на ткани.

***

К V в. относятся всемирно известные росписи на скале Сигирия, по праву составляющие национальную гордость цейлонского искусства. Сигирия (Синхагири – «Львиная скала») -гигантская каменная глыба (высотой в 183 м)- расположена в 65 км к югу от Анурадхапуры. На вершине скалы находился дворец царя Кассапы, который скрывался здесь в течение восемнадцати лет от преследований своего брата. По приказу Кассапы на сигирийской скале была создана целая картинная галерея.

60. Сигирийская скала. Общий вид.

В течение многих столетий замечательные сигирийские фрески привлекали всеобщее внимание. Ими не переставали восхищаться все, кто приходил к скальному дворцу. Об этом рассказывают многочисленные надписи, начертанные на сигирийской скале. Многие из них относятся к началу II тысячелетия н. э. Изучению этих надписей многие годы посвятил известный ученый С. Паранавитана. Опубликованные им тексты помогают разгадке содержания сигирийских фресок.

При подъеме на скальную крепость царя Кассапы I, на высоте около двенадцати метров в скальной впадине, называемой «зеркальной стеной» (это не так: «зеркальной стеной» называется внутренняя стена ограды-парапета, обращенная к фрескам (на фото слева ограда-парапет – наклонная белая полоса сразу наж деревьями) – прим. shus), сохранились изображения 21 фигуры молодых женщин. Здесь живопись была защищена от воздействия дождя и солнца естественным навесом. То, что было нарисовано вне этой впадины, не могло сохраниться, и уцелевшее к настоящему времени представляет собой только незначительную часть целого сонма женских фигур, которые некогда здесь были нарисованы (об этом гласит и надпись V в.: «Пятьсот юных женщин в своем великолепии, подобны венцу славы царских сокровищ»). Скала была покрыта штукатуркой, прекрасно отполированной, в ней и теперь можно видеть свое отражение.

Фигуры женщин написаны примерно в три четверти натуральной величины. Снизу до половины бедер некоторые фигуры скрыты клубящимися облаками. Одни из женщин, написанные с более темным, оливково-зеленоватым оттенком кожи, в кофточках из плотной ткани коричневатого цвета и с перевязью на груди, являлись, очевидно, почетными служанками. Они подают знатным дамам подносы с цветами или держат в руках какие-то другие предметы. Их госпожи облачены в кофточки из тончайшей ткани песочно-желтоватого или коричневато-телесного оттенка; живот у них остается обнаженным. Бедра у всех женщин охвачены цветной плотной тканью с широким концом сбоку, красно-коричневого, голубовато-серого и серо-зеленого оттенка; иногда ткани орнаментированы в полоску.

62. Знатная дама с цветком. V в.

Знатные особы держат в руках цветы водяной лилии и как бы готовы уронить их вниз, сквозь облака. Пышные прически роскошно убраны ювелирными украшениями и лентами, серьги в виде массивных изогнутых кольцом пластинок почти касаются плеч. На запястьях множество браслетов, верхние и нижние из них унизаны драгоценными камнями. С шеи ниспадают ожерелья из жемчужин и золота и круглая массивная подвеска с зеленым или красным камнем в центре. У служанок драгоценностей меньше, особенно на массивной прическе, где возвышается нечто вроде короны с вертикальными столбиками, в центре которой укреплен диск с камнем; у некоторых волосы взбиты пышной копной и украшены зелеными листьями, цветами и растительными побегами. У одной из знатных женщин правая рука слегка опущена и как бы готова выпустить лотос. На голове корона, напоминающая по конструкции головное украшение служанок, но богаче орнаментированное. Вообще коронообразный тип убора на прическе у дам и служанок одинаков, но резко разнится по отделке. Черты лица, очерченные, как и фигуры, тонкими смелыми и уверенными линиями, красивы и благородны. Правильный овал лица, широкий разрез красивых миндалевидных глаз с тяжелыми веками, длинные, изогнутые, близко сходящиеся линии бровей, тонкие, красивые, слегка орлиные носы, полные губы, пышные груди – все это тот идеал женской красоты, который был распространен и в живописи Древней Индии, в частности в живописи буддийских пещер Аджанты.

В одной из сигирийских надписей говорится: «Она отягощена пышными грудями; ее тонкая талия украшена прекрасным поясом. Ее глаза подобны голубой водяной лилии. Кто же эта очаровательная дева?!».

Очень интересна трактовка глаз: иногда веки полуопущены, зрачки сужены и кажется, что восхищение чем-то необыкновенно прекрасным поражает смотрящую. Несмотря на то, что лица даны большей частью в три четверти оборота, нос иногда бывает при этом нарисован в профиль – эта странная особенность почти не встречается в стенописях Аджанты, с которой нередко сравнивают живопись Сигирии.

63. Знатная дама и служанка.

Среди ученых ведутся споры об авторах этой живописи. Некоторые считают ее созданной индийскими мастерами, другие высказали точку зрения, что фрески Сигирии и Аджанты рисовали художники одной и той же школы, а возможно, даже одни и те же мастера (48).

Действительно, живопись Шри Ланка близка живописи Индии, и у искусства Аджанты и Сигирии много общего, тем более что лучшие фрагменты Аджанты относятся тоже к V в. Однако нет основания считать, что в Сигирии работали индийские художники. Сигирийская живопись имеет свои специфические особенности как в художественном отношении, так и в технике письма, и выполнена в чисто местном стиле. Рисунок свободный, создаваемый сразу на месте, причем видны поправки, уточнения контуров. Иногда допущены прямые переделки; в одном случае положение руки совершенно изменено и сохранился первоначальный ее набросок.

Исключительно изящно исполнены кисти рук, напоминающие, по выражению Б. Роуленда, цветы (49). В Аджанте передача объемности в чертах лица, где применяется оттенение, играет большую роль, тогда как в Сигирии лицо нарисовано только контурными линиями и расцвечено без оттенков, линии увереннее и крепче, как и выражение ритма поз, движения фигур и жестов. В живописи Шри Ланка чувствуется большая непосредственность, чем в утонченной и изящной живописи Аджанты. Женственная красота тела в Сигирии подчеркнута сильнее, чем в Аджанте.

0
0
ЮЛ
Юлия Ларионова

Аджа́нта (маратх. अजिंठा लेणी) — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра.Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов.Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке при Харишене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно.В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. В 1983 году храмовый комплекс «Аджанта» был объявлен памятником Всемирного наследия.

2
0
ВВ
Владимир Вершинин

Верно , и дало начало новому течени , что носит название живопись Аджанты а вернее сказать стало продолжением. ))

1
ЕИ
Евгений Интернетович

Википедия в помощь.

1
Эдуард Щиголев(Липецк)
Эдуард Щиголев(Липецк)

Наскальная живопись Аджанты обычно рассматривается как фрески, но этот термин здесь не совсем приемлем, так как настоящие фрески рисуются по влажной штукатурке, в то время как настенные росписи Аджанты были созданы на сухом покрытии. Стены предварительно покрывались слоем глины или грязи, смешанной с шерстью или соломой, затем — слоем гипса.

0
0
Вероника Терехина
Вероника Терехина

Аджа́нта — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья и вихара — общежитие буддийских монахов. , но живописи там нет, там сложено все из мозайки.

0
0
Виталий Сюзев
Виталий Сюзев

Это - своеобразная энциклопедия, в которой дано представление обо всех социальных слоях индийского общества (от правителя до нищего), о многочисленных народах, населявших Индию, о событиях её истории.

0
0
Виталий Сюзев
Виталий Сюзев

Это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства -. комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии.

0
0
Archy Shtark
Archy Shtark

Гугл тебе в помощь и Яндекс на встречу)))))https://www.google.com.ua/search?q=%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+%D0%90%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B&ie=utf-8&oe=utf-8&rls=org.mozilla🇷🇺official&client=firefox-a&gws_rd=cr&ei=nTnHUr30NpD_yAPI1ICQCQ

0
0
Наиля Шамсутдинова
Наиля Шамсутдинова

красота-посмотрела в инете.династия ГУПТОВ,древняя Индия.первое тысячелетие нашей эры.Храмы в пещерах и монастыри там же!Спасибо за вопрос,узнала много,а так бы и не увидела нигде.

0
0
Realistka
Realistka

Это фрески пещерного храмового комплекса в Аджанте, западная Индия. Очень красивые, создавались на протяжении многих веков в начале н.э.

0
0
КЛ
Катя Лаврова

Аджанта- древнеиндийский храм, на стенах которого прекрасно сохранились фрески, повествующие о природе и жизни древней Индии.

0
0
Владислав Замяткин
Владислав Замяткин

иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.

0
0
ВТ
Владимир Токарев Р6-74

Наскальная живопись в пещерных храмах и монастырях Аджанты, созданная в период со 2 века до н. э. по 7 век н. э.

0
0
Людмила Чернышёва
Людмила Чернышёва

Комплекс пещерных храмов Аджанты.Стены колонны и потолки этих храмов покрыты великолепными росписями...

0
0
Ирина Щербатова
Ирина Щербатова

преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра.

0
0
*** Kumiho***
*** Kumiho***

Да это какой-то возбужденный маразматик ползал по скалам и чирикал откровенные картинки)))

0
0
Наталья Митянина
Наталья Митянина

это вроде как комплекс буддийских храмов в Индии,насколько мне помнится.... И роспись в них

0
0
M K
M K

живопись и фрески Шри-Ланки (буддистские хармы 1-5 века нашей эры)

0
0
Надежда Иванова(Полонская)
Надежда Иванова(Полонская)

Древнеиндийские росписи подземных буддийских храмов Аджанты...

0
0
СХ
Сергей Харин

Настенные росписи в пещерных буддийских храмах в Индии

0
0
Юk
Юkka

Древнеиндийское искусство. Комплекс пещерных храмов

0
0
Следующая страница
Другие вопросы
Скажите что будет если не спать 3 дня? ? ?
Хочу узнать, помогите, очень срочно (! Проверяют ли на наркотические вещества перед опирацией?
если болит живот, мандаринку можно?
Помогите ищу базы логинов и паролей Royal Quest или RagnaroK хочу попробовать взломать парочку аков ради интереса...
Как пойти в рост несмотря на гены?
скажите пожалуйста как действует препарат клион-д, назначенный при воспалении яичников.
HPg62126sr после переустановки винды не могу найти рековери хотя он есть ( этот раздел есть там где винда просит куда ус
Большая проблема с весом...
Есть такая проблема: компьютер стал завершать работу без моего согласия. Первый раз это произошло, когда я играл во Flat
Хочу купить такой массажер (см. вн) . Кто знает, это эффективно?
Спорт, алкоголь и никотин совместимы ?
Как спасти товарища????
Что из ягод противопоказано при диабете?
Есть ли игра рпг жанра, которая вас тронула?
Реально выжать из NVIDIA GeForce 7600 GS 100 fps в кс 1.6????