JK
Jfhdhj Kbjjkl

Какова общественная значимость культовой архитектуры византийского стиля?

M/
Mихаил ////

Византийская архитектура прошла в своей эволюции три периода: Ранневизантийский (V – VIII вв. ) – становление конструкций и композиционных принципов центрических зданий; Средневизантийский (VIII - XIII вв. ) – появление и выработка крестовокупольного типа культовых зданий; Поздневизантийский (XIII – XV вв. ) – отказ от монументализации храмов и переход к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры. Следующие достижения византийских архитекторов стали вкладом в мировую архитектурную практику. Стены зданий возводились из кирпичной кладки на толстых слоях известкового раствора с добавлением толчёного кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, широкой пластины – плинфы (примерно 35х 35 х 5 см) . Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали влагу и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича впоследствии получила название византийской. Этот технический приём положил начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой с чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовок. Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением, так называемого, вороба – приспособления в виде рейки или верёвки постоянной длины, закрепленным одним концом в геометрическом центре пролёта, а другим отмечалось положение каждого последующего ряда кладки. Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов к парусному, имеющему вид обрубленного с четырёх сторон купола, т. е. форму, близкую к полному куполу. Между сводами Римской империи и сводами Византии существует принципиальное различие: первые, по существу, отлитые, вторые – сложены; первые являются искусственным монолитом из щебня, вторые – сооружениями правильной кладки со штукатуркой или без неё; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые возводятся на кружалах только в исключительных случаях и отвечают постоянному стремлению восточных архитекторов строить перекрытия без вспомогательных лесов. Результатом поисков архитекторов и конструкторов стало сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения к круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. На этой основе были разработаны многие композиции христианских культовых сооружений. Наиболее крупным и известным стал собор св. Софии в Константинополе, заказанный императором Юстинианом I (заказчиком Дигест) архитекторам Анфимию из Тралл и Исидору из Милета как главный храм Византийской империи (христианского мира) , способный своим великолепием затмить римский Пантеон. Здание собора, запроектированное и осуществлённое этими архитекторами (предположительно в период 530 – 537 гг.) , представляет собой купольную базилику, размером в плане 81 х 72 м, высотой до верха купола 57 м, со средним нефом шириной 31 м. Здесь впервые был применён такой строительный приём, как опора купола на четыре расположенные квадратом арки. При этом в участках между смежными арками устроена конструкция треугольно-сферической формы, которая впоследствии получила название паруса. Центральный купол храма св. Софии имеет диаметр 31 м и опирается посредством парусов на мощные опоры, каждая размером 5,3 х 7,5 м в плане. Распор купола в продольном направлении погашается системой полукуполов, а в поперечном – мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Обширное пространство главного нефа (площадью 1970 кв. м; для сравнения: площадь зала Пантеона 961 кв. м) отделяется от боковых нефов арочными колоннадами (аркадами на колоннах) , придающими интерьеру храма масштабность и привлекательность с различных точек зрения. Подкупольное пространство обильно освещается через пояс из 40 окон у основания купола и окна в тимпанах. Облицованный голубой мозаикой и залитый светом огромный купол словно парит в окружении светового кольца над всем интерьером.

Похожие вопросы
Культовые сооружения в стиле модерн это какие?
Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха»,
особенности какого стиля архитектуры являются стрельчатые окна?
особенностями какого стиля архитектуры являются стрельчатые окна?
Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?
Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестовокупольными храмами
посоветуйте учебник по стилям в АРХИТЕКТУРЕ ?
Помогите определить стили в архитектуре, пожалуйста
Архитектура сооружений справа-где-чем значимо?..
Интересная архитектура (справа) -где-чем значимое?..