АД
Александр Дианов

Рецензия нужна на рассказ Бунина "Легкое дыхание".Попрощке чего-нибудь, покороче:))

СК
Стас Климов

Описать любовь с такой красотой и точностью, как делал
это великий Иван Бунин, дано не каждому писателю.
Это сильное, страстное и трагическое чувство было известно
ему не понаслышке…
Современные знатоки любви утверждают, что это - сложная наука.
Предлагают в качестве помощи для овладения этой наукой
пользоваться услугами книжного рынка, где есть руководства
по вопросам любви. Но во всех современных книгах больше
погони за эффектом, чем знания дела.
Поэтому у меня лично возникает потребность прочитать,
как о любви писали наши классики.
Иван Бунин-первый и лучший из них (для меня) .
Все 38 рассказов из сборника"Темные аллеи",
"Роза Иерихона","Антоновские яблоки" и бесконечная
бунинская поэтическая песнь.

В истинной любви, по Бунину, есть что-то общее с гармоничной
природой. Прекрасно только естественное, невыдуманное
чувство любви.
Такому чувству писатель сложил, как и природе, подлинно
поэтический гимн.
С любовью и без нее ...два противостоящих и несовместимых
типа жизни.

“Всякая любовь - великое счастье, даже если она и не разделена”, -
эти слова из книги “Темные аллеи” могли бы повторить
все герои Бунина.
Все они живут в ожидании любви, ищут ее и, чаще всего,
опаленные ею, гибнут.
Любовь ровная, тихое горение, безбурное счастье, равно
как и драма, рассредоточенная, растворенная в обыденности,
-всё это высокомерно отвергается героями и автором.
Легкое дыхание - это талант жить, радоваться жизни,
принимать её как светлый дар.
Это жизнелюбие, дерзость красоты, смелость, неординарность,
женственность и чувственность Оли Мещерской.
То, что поняла она в себе, и не могли понять безликие
обитатели серого скучного города.

Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них
остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир.
Но этого не произошло: запас любви и стремление
к счастью в душе Оли оказались чрезвычайно большими.
Вместо этого она "совсем обезумевшая от радости",
компенсирует этим собственное отвращение и унижение.
Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными,
но не находили достойного выхода, а поэтому она и начинала
"романы" то с офицером, то с гимназистом Шеншиным,
не могла жить без поклонников.
Но вопреки всему глубина души этой девушки осталась
нетронутой.
Поэтому, наверное, и общее впечатление от её образа
остаётся преисполненным чем-то светлым и прекрасным.
"Легкое дыхание" не угасло под давлением обстоятельств.
Не уничтожила его даже смерть Оли:
"Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом
омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре".
Такими лирическими строками заканчивается рассказ.

Любовь-“легкое дыхание, посетившее сей мир и готовое
в любой миг исчезнуть, - она является лишь
“в минуты роковые”.
Писатель отказывает ей в способности длиться - в семье,
в браке, в буднях.
Короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души
влюбленных, приводит их к критической грани,
за которой гибель, самоубийство, небытие.
Любовь по-Бунину, есть-"солнечный удар",
прекрасное мгновение,
живая вода, поэтическая песнь... неумирающая Роза Иерихона.

...И нет разлук и потерь, доколе жива моя душа,
моя Любовь. Память!..
В живую воду
сердца, в чистую влагу любви, печали и
неясности погружаю я корни и стебли
моего прошлого...
Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага,
оскудеет и иссохнет сердце...

Uktam Uktam
Uktam Uktam

В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно —
И все ж была я в жизни не напрасно:
Я для любви не умерла.
И. А. Бунин
Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую ее судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.
Уже с первых строк повествования складывается двойственное ощущение: грустного, пустынного кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого, гладкого”, а на нем “фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.
В стихотворении И. А. Бунина “Эпитафия” живет такое же печальное и светлое настроение, как и в рассказе:
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют вдоль аллеи.
Трудно согласующиеся между собой впечатления конкретизируются далее — от рассказа о безоблачном детстве Оли, отрочестве — к трагическим событиям последнего прожитого года. “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена... ” Рисуется “розовый вечер на катке” в городском саду, когда Оля “казалась самой беззаботной, самой счастливой”, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму Мещерская совсем сошла с ума от веселья”. Автор подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини: полудетское состояние бегающей на переменке гимназистки и ее признание в том, что она уже женщина. Спокойная, даже веселая беседа в строгом кабинете начальницы гимназии, а непосредственно за тем — краткое сообщение: “А через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе... ” Наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели, как бы порожденной самой логикой поведения девушки. А затем открывается новая, еще более неожиданная тайна — ее связь с 56-летним Малютиным. С другой стороны, сложная композиция — от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, после чего к еще более раннему, чистому, мечтательному времени — позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие чистым светом глаза.
Бунин выразительно передал странную логику поведения Оли. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. Необычность Олиной реакции: “она совсем сошла с ума”, — говорят о ней; “я совсем сошла с ума”, — говорит она. Сдержанно характеризуется окружение Оли. Цепочка на редкость равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном — и “классной дамой”. Картину духовной нищеты Олиного окружения Бунин рисует мастерски, убедительно. Мысль о том, что в однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит трагическую интонацию-в рассказ.
В финале произведения Оля рассказывает своей подруге, что в одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у женщины. “...Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь.. . но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть... ”
Оля действительно обладала легким, естественным дыханием — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной мечте сказано под конец. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вызвать большое чувство.... (делее)

Источник: продолжение тут: [ссылка появится после проверки модератором]

Похожие вопросы
Как называется рассказ Бунина
сравните два рассказа бунина. грамматика любви и легкое дыхание
что вы можете сказать о двух рассказах бунина легкое дыхание и грамматика любви? сравните их
анализ рассказа бунина "легкое дыхание"
Как построен рассказ легкое дыхание
здраствуйте объясните по поводу рассказа бунина " легкое дыхание"
О чем говорится в рассказе Бунина "Цифры"???.
в чем смысл рассказа И. А. Бунина "Муза"?
план по рассказу "Танька" И. А. Бунина
в чём заключается главная идея рассказа "Лёгкое дыхание" И. А. Бунин