Помогите с "бесприданница"
Что общего и что отличает Кнурова и Вожеватова (пьеса бесприданница) от персонажей других пьес Островского (например от героев драмы гроза)
Что общего и что отличает Кнурова и Вожеватова (пьеса бесприданница) от персонажей других пьес Островского (например от героев драмы гроза)
По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь. "Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас, Сергей Сергеич и говорит: "Я слышал, вы хорошо стреляете".- "Да, недурно",- говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. "Стреляйте",- говорит".
Здесь «значительные лицав городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов
Богатые люди в провинции отличаются между собой. Одни
щедрые (Паратов) , а другие скаредные (Кнуров) . Купцы в “Бесприданнице”
более нравственные люди, чем купцы из “Грозы”. Это выражается прежде всего
в отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого.
Однако и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми
людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое дыхание
бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного
приобретательства. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж,
а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих
компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого
дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы,
девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они
попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит
Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека.. . они
смотрят на вас, как на вещь» . И героиня соглашается, она, наконец,
прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь.. . да, вещь! Они
правы, я вещь, я не человек... » Выстрел Карандашева приносит ей избавление
от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия
богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото,
засверкали бриллианты.. . Я не нашла любви, так буду искать золото» .
Смертельно раненая женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в
котором «ни от кого.. . не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного
слова. А ведь так жить холодно» . Золото — тот же омут, и в него уже была
готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира
убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких
чувств. В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или
физическая, или духовная...