Стихи Валерия Брюсова и пародия на них Владимира Соловьёва.
Брюсов В. Я.
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1895
Соловьёв В. С.
Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальные
В лавровишневых лесах.
Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах.
Суть "декаденства": смысл не имеет значения, главное - красота ощущений автора. О чём пишет Брюсов? О своих случайных ощущениях. И больше ни о чём. Вспоминаем программное стихотворение Верлена. "Музыка". И посему "Чёрный Квадрат" Казимира Малевича зародился в "лавро-вишневых лесах" В. Я. Брюсова. Ведь это тоже лишь ощущение. Над причудами такого подхода к поэзии, собственно, и потешался великий русский философ В. С. Соловьёв. Хоть и не дожил до "Чёрного квадрата". И не видел итога. В процитированном стихотворении Георгия Адамовича появляется личное отношение автора, и, вместе с ним, и смысл. Верность эстетике русского символизма, одним из основоположников которого и был В. Я. Брюсов.