Прежде всего Бунин воспевал любовь к родному дому, к Родине.
Когда он брался за перо, чтобы выразить свои чувства на эти темы,
огромная нежность струилась из его души на бумагу. Он любил не
выборочно, а все, что даже отдаленно напоминало родное, русское.
Отмена крепостного права вызывала у Бунина противоречивые чувства.
В 1891 году он написал своей первой жене, что он с удовольствием жил
бы, как бывшие помещики. В разрыве существовавших в течение многих
столетий связей между крестьянами и землевладельцами рассказчик из
«Суходола» видит возможную причину упадка. Но, в отличие от Толстого,
вызывавшего у него чувство восхищения, Бунин не видит в свободном
крестьянстве спасения для страны – для него помещики были не особым
классом, а просто богатыми земледельцами. Народный философ Балашкин
в «Деревне» поправляет Кузьму, когда тот говорит о Платоне Каратаеве-
толстовском идеальном герое из «Войны и мира» , ставшем символом
русского человека: «Вши сожрали твоего Каратаева» .
Бунин хорошо знал то, что он описывал. Он родился в 1870 году в южнорусском
городе Воронеже в почти полностью обедневшей дворянской семье и провел
свое детство в последнем из сохранившихся поместий.
«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании
ее автором «мужицкого царства» . В ней Бунин показывает жизнь крестьянства
накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают
привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты.. . Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.
Бунин деревня? Это ты тундра не окошеная!